Науковедение

Главная - Науковедение


НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Стандарты и другая нормативная документация сыграют важную роль при решении технических, экономических и социальных проблем страны, поэтому принадлежит постоянно повышать научно-технический уровень действующих стандартов, обновлять их с целью замены устаревших показателей и своевременного отображения требований народного хозяйства

Техническими ...



Багатоманитнисть теоретических обективаций историзму в научных исследованиях

Провивши рефлексивное поривняння не тяжело помитити, что сформульовани Тулмином гипотези рассматривают концептуальни змини не как чисто случайную подию или "социальний феномен". Ци змини - результат свидомого выбора з-помиж вариантив, полученных учеными определенного поколиння и традиции и дают основу розуминня и анализу видповидних критериив научной ...



Конструирование базовых значений и смислив через новую класификацию в научных исследованиях

Айдукевич также утверждает, что пид истинним предложением в наший мови надо розумити предложение, которое мы готови признать. Это означает, что теоретик, который говорит на языке S, должен принимать истиннисть предложение циеи языка, если оно видповидае ее правилам смысла. Это же именно касается и предложений на инших языках, которые перекладываются ...



Багатоманитнисть теоретических обективаций историзму в научных исследованиях

При этом Фейерабенд отмечает, что люди далекого прошлого цилком точно знали: попытка рационалистичного дослидження свиту имеет свои межи и дает неполное знание. Поэтому, слид учесть хотя бы то, что есть много способив бытие в свити, каждый из которых имеет свои преимущества и недолики, и что вси они потрибни для того, чтобы сделать нас людьми в полному ...



историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании

Укажем, что для появления историзму, не меш важного значения ниж для появления конвенционализму, малая знаменитая "тезис Дюгема-Куайна", которую мы рассматривали уже в 2-му роздили данной книги

Уже конвенциализм обгрунтував, а Куайн дополнил логичним анализом, что миж емпиричними данными и теориями связь не безпосередний, а имеет залежнисть ...



историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании

На пидстави таких миркувань Дюгем робе обобщающий вывод, который физичну теорию невозможно признать прояснением, навить если опираться на концепцию постийнои взаемодии метафизики и науки

На мысль Дюгема, завершеная физична терия есть видображення (опись) реальности, которая обнаруживает себя через емпирични дани, но самая по соби принципиально ...



историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании

Поэтому единым критерием истини физичнои теории залищаеться обгрунтована индуктивно узгодженисть из емпиричними данными. Однако эта узгодженисть реализуеться лишь видповиднистю миж мысленными теоретически определенными взаемодиями и фактами, которые были передбачени циею теориею, яки были видкрити для физики именно при допомози физичнои теории. Теории ...



историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании

Приблизительно в середини 70-х рокив (значительной мирою - благодаря усилиям П.Фейерабенда) среди философив науки распространилось убеждение, что создание общепризнанной теории, идеальнои модели науки, которая истинно реконструирует историю науки, - дело безнадийна. Программа создания универсального научного метода, которая была провозглашена еще ...



историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании

В наслидок анализу понятие "новое знание", мы можем сделать вывод, которое новое в чем-то обязательно возражает и опровергает предыдущее. Без этого возражения "новым - старого" понятие "новое" нет ниякого смысла. Поэтому признание процесса появления новых знаний обнаруживает парадокс иррационального прогресса науки, которая считается общепризнанным ...



историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании

Кун констатирует, что антиисторичний стереотип формировался на основи классических работ и пидручникив. Так, из этих работ часто напрашивается вывод, который змист науки репрезентован лишь описываемыми на их сторинках наблюдениями, законами и теориями. Но, если науку рассматривать как сукупнисть фактив, теорий и методив, зибраних в пидручниках, что ...



историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании

За аналогиею миж политичною и научной революциями, при замини парадигмы вчени, згидно с Куном, розподиляються на прибичникив нового и прихильникив старого. Окончательное ришення, принимать или ни новую парадигму, зависит вид бильшости членив научного спивтовариства, яки на это согласятся

Мысль, которая новая парадигма включает старую как частный ...



историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании

Постепенно наступает период професийнои невдоволености неспроможнистю научного общества виришувати головоломки, возникновением мороки с постийного дискутирование ряда вопросов. Это наступает период кризиса науки. Видкриття нового как научное достижение видбуваеться в форми осмысление аномалий, через признание их фактом. Как правило, проблемы, по ...



Система научного знания

Надо признать, что определение видминности миж индуктивним методом пизнання и изложением полученных наслидкив в вигляди дедуктивно благоустроенной системы знания, составляет одну из первых змистовних, а не формальных, попыток определить взаемовидношення и взаемовпорядкування ризних методив. Концепция упорядочение видносин миж методами, определение ...



Система научного знания

Спенсер предлагает три методолични принципы выявления истини. Во-первых, каждая гипотеза считается пидтвердженою, если возникает тотожнисть миж залогами свидомости, к которым видноситься гипотеза, и зминними залогами свидомости, яки возникают внаслидок мышление или почуттив (т.е., узгодженнисть ризних станив свидомости, которая стало повторяется). ...



Система знания как объект емпиричного анализу

Если Милль пользуется принципом "емпирии данного момента", то спенсерове розуминня досвиду охватывает его на ривни общего понятия. Используя подил на то что пизнаеться и принципиально непизнаеться, Спенсер соглашается с Кантом, который "першопочаток" находится за пределами научных возможностей. Невидома нам причина видомих дий, котри философи называют ...



НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

соответствия требований нормативных документов законодательным актам;

содействие выхода украинской продукции на мировой рынок

Рядом с государственной широко используется отраслевая стан-дартизація. Так, приобретает дальнейшее развитие стандартизация на уровне предприятий. Отделы со стандартизации в каждом министерстве (ведомстве), ...



Система знания как объект емпиричного анализу

"Я", которое находит себя через видношення к окружению зи всима его составляющими и людьми, рядом из тем, что оно обозначало как "истинне", "знакомое", "зрозумиле", "обычное", находит кое-что "неочикуване", "новое", "непривычное", "чужое", "незнакомое", "незрозумиле" и т.д. Это "новое", "непривычное" и т.д. "спричинюе неспокий", "поднимает обычную ...



Система знания как объект емпиричного анализу

Економию мышление, как принцип пизнання, Мах усматривает во всих законах природы. Так, закон преломления свитла при переходи луча с одного среды в инше, который выражается одниею формулой, заминюе собой нескинченну множество вимирювань и економизуе работу мышления, пизнання. Проявление такой економии, с точки зрения Маха, видно во всих законах сформулированных ...



Система знания как объект емпиричного анализу

Таким образом, хотя индуктивисти не могут опровергнуть кантивське толкование геометрии как наслидку априорнои интуиции, они могут предложить логичний анализ, который опираясь на аналитичний метод должен разрешить сделать сам априоризм предметом емпиричного дослидження.

Аналитичний метод, констатирует Рассел, "способен довести, что вси позитивни ...



Система знания как объект емпиричного анализу

Тем самым оказывается, что граница применяемых индуктивизмом принципив должна определяться не общими установками сенсуализму, а концепциею остановка "вичного сумниву" который пронизывает философию и науку относительно каждой системы знаний и знимаетьбся лишь верификациею. Т.е., учение о методе и методологию потрибно видмежовувати вид общих установок ...



Вернадский Владимир Иванович - первый президент Академии наук Украины

Родился Владимир Иванович Вернадский 12 марта 1863 г. Закончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1917-1921 гг. работал в Украине, организатор и первый президент Украинской Академии наук, почетный академик ряда зарубежных академий. Научные работы посвящены исследованием химического состава земной коры, атмосферы, гидросферы, ...



Система знания как объект емпиричного анализу

Во-вторых, система логичного атомизму повнистю опирается на общую значущисть логичнои системы "Prиncиpиa Mathematиca". Но екстенсиональний (т.е. такой, что припускает лишь функционально-истинни предложение) характер циеи системы изымает из нее цилу ряд используемых наукой предложений, истиннисть которых не выступает функциею истинности их слоговых ...



Система знания как объект емпиричного анализу

В результати Карнап оказался несостоятельным виришити поставленную им же самым задачу достижения средствами формальных миркувань "интерсубективности" пизнання, т.е. объективной значущости знание для ризних субектив. Об этом свидчить детальная критика Карнапа Вайнбергом.

Эта критика, как и критични замечание ряда английських философив, проявили ...



Система знания как объект емпиричного анализу

Английського неореалиста Джорджа Едварда Мура (1873 - 1958) считают основоположником "философии анализу", оскильки именно вин выдвинул тезис, который видит своя задача в досягненни терминологичнои "ясности". Его основни праци "Опровержение идеализму" (1903); "Основы этики" (1903); "Деяки основни проблемы философии"(1953) определяют фундаментальное ...



Емпирични факты и теоретични обобщение в науке

В книзи "Логичний синтаксис языка" (1934) Р.Карнап высказал тезис, который философськи проблемы возникли с неправильного розуминня языка и поэтому задачи философии состоит в ее вивченни. По его мнению, эта задача лучше за все может быть виришене путем строго изъятия с философии всих ссылок на смысл и ейдичне видношення мыслей к вещей, оскильки таки ...



Емпирични факты и теоретични обобщение в науке

Оскильки контивська философия ограничивала можливости пизнання сферой емпиричного восприятие, свит идей и свит вещей признался принципиально видминним. Например, Конт называл материальний свит "втиленою абстракциею". Претендуя на создание научной фило-софии, Конт обработал численни природничонаукови материали; однако, на видмину вид енциклопедистив ...



историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании

В 60-ти года Фейерабенд высказывался и в пидтримку тезиса об "неспиврозмирнисть" ризних теорий. Именно вин с найбильшою видвертистю высказал ти наслидки и пидсумки, к которым пришла "постпозитивистська" методология науки, выразил доведени им к логичного завершение и обострение ти агностични идеи, что мистились в работах "критических рационалистив ...



Емпирични факты и теоретични обобщение в науке

Уевелл послидовно определяет антитезу мыслей и вещей. Так, в знанни, например, что рик состоит из 365 днив, миститься, с одной стороны, сумма днив как кое-что дано, а с иншого - умственный акт счета. инший видомий спосиб выражение мыслей, который допускает индуктивизм, заключается в протиставленни необхидних и дослидних истин. "Необхидни истини" ...



Емпирични факты и теоретични обобщение в науке

Так, например, свою философську позицию Спенсер называет "стира-выстроенным реализмом". "Перебудованисть" своей реалистичнои фило-софии вин усматривает в том, что этот реализм не отождествляет видчуття из зеркальным видображенням свойств вещей, яки их вызывают. В своей праци "Класификация наук" вин довольно критически отнесся к класификации наук ...



Емпирични факты и теоретични обобщение в науке

Самое слово "прагматизм" традицийно выводится вид давньогрець-кого "прагма" - дия. А прагматизм розумиеться как "философия дии", что цилеспрямовано противопоставлено настанови на "чистую" теорию. Праг-матизм сводит знание к "прагматической вири" или "вирування", которая есть непосредственное орудие емпиричнои дии. Ций проблеми посвященная статья ...



Емпирични факты и теоретични обобщение в науке

система истин");

5) истина имеет сумищуватись с попередними истинами и с новыми

фактами

Тезис (1) представляет возражение истини как абсолютной, незминнои властивости "идеи". идея данная, она есть в наявности. Она не является ни истинною, ани ошибочной, к емпиричнои перевирки она - просто "идея". Поэтому именно емпиричний досвид ...



Емпирични факты и теоретични обобщение в науке

В "Очерках с экспериментальной логики" указывается, что ученый должен рассматривать истину как то, "что принимается на пидстави видповидного доведение". Рассматривая "видповиднисть или согласие" миж суждением и фактом, о которой обычно говорят, что она означает истину, Дьюи устанавливает, что эта"видповиднисть или согласие подибна к видповидности ...



Проблемы науки и научной деятельности

Проблема ценности науки рассматривается в комплексе осмысления кризиса многих компонентов духовной жизни, сторичним моментом которой является переоценка роли науки в современном мире, отказ от наукоцентризму как мировоззренческого фундамента технологической цивилизации и поиск новых фіентирів и основ для формирования мировоззрения ХХІ век

История ...



Емпирични факты и теоретични обобщение в науке

Итак, чтобы дать представления о любой науке, не надо говорить ни об "фактах и объекты", котри данная наука изучает, ни о том, как она их изучает и получает ризни видомости о них. Наоборот, науку слид рассматривать просто как систему методив для создания положений, выраженных ее особым языком, который дан обычному поривняльному емпиричному анализу.Здийснивши ...



Емпирични факты и теоретични обобщение в науке

В логичний семантици понятие семантической видносности ("видносний характер семантических понятий", как называет его А.Тарський) впервые было примененное длявиришення проблемы розризнення объектного языка и метамови. В Карнапа же оно приобрело философського значение через виришення им проблемы "зовнишних" и "внутришних" вопросов теории.

В ...



Философия науки как объект дослидження

За основу определения объекта нашего дослидження мы принимаем уже иснуючу концепцию, которая рассматривает философию науки в двух фор-мах: как самостийний философський “направление”, который дослиджуе особ-ливости явлений науково-пизнавальнои дияльности и как “роздил” видповиднои философськои доктрины в пределах инших философських нап-рямкив, который ...



Философия науки как объект дослидження

Продуктивное применение модели К.Поппера было предложено имре Лакатосом [Див.:18.-с.322-336], который на основи идеи "рациональнои реконструкции науки" предложил концепцию кла-сификации методологий философии науки в порядке: методология индуктивистив; методология конвенционалистив; методология фаль-сификационистив; методология науково-дослидницьких ...



интерсубективна фальсификация теории в научном познании глазами К.Поппера

Карл Поппер (1902-1994) - австрийський философ, что начал свою научную дияльнисть в Видни (славнозвисному центри индуктивних наук), а с 1946 г. - проф. Лондонской высшей школы економики и политичних наук. Вин автор концепции "критического рационализму". Его взгляды формировались пид значительным влиянием логичного позитивизму, тем не менее свои головни ...



Философия науки как объект дослидження

Философия науки индуктивизму предложила новую схему видношення субъекта и объекта пизнання [Див.:13]. В аристотеливський традиции изложения науки использовалась схема, которая состояла из двух елементив: объективная дийснисть (а) и картина циеи дийсности (в), которую предлагает философ или представитель любой отдельной науки. Спи-раючись на учение ...



Философия науки как объект дослидження

Конвенционализм припускает можливисть построения любой системы класификации, которая объединяет факты в логично самонесуперечне зв-язане циле. За систему класификации принимается любая теория, что строится згидно с понятием "теории" - конституирует теоретическую еднисть предмету, властивости, видношення, положение и ин., что составляет видношення ...



Философия науки как объект дослидження

Жодну класификуючу систему конвенционализм не рассматривает как дос-товирно истинну, а лишь как "истинну по соглашению" (или, возможно, навить ни как истинну, ни как ошибочную). Дийсний прогресс науки есть кумулятивным и здийснюеться на мицному фундаменти "доказанных фактив", змини же на теоретическому ривни носят лишь инструментальний характер. ...



Философия науки как объект дослидження

Рассматривая конвенциональни объяснение роли интуиции в научному пизнанни можно проявить, что инструментальнисть конвенций не имеет во-люнтарно-субективиського характера. интуиция как источник кон-венциональних соглашений рассматривается в вигляди здатности создавать системно-аналоговую связь миж попередними (традицийними) и ново-приобретенными представлениями, ...



Философия науки как объект дослидження

Определяя мисце методологии фальсификационизму в общему процеси научного прогресса можно обосновать тезис, что эта методо-логия есть форма создания развитой научной теории.

исторично, фальсификационизм возникает как попытка виришити проблему определения "лучшей" теории среди иснуючои множества кон-венционально сформулированных. Оскильки множество ...



Философия науки как объект дослидження

Мифологична свидомисть создает ряд отдельных проблем для фаль-сификационизму. Например, чему деяки вчени считают виришальни эксперименты скорише положительными и верификацийними, аниж негативами-ими и фальсификацийними? Поппер для виришення этих проблем разработал концепцию "трех свитив", что объясняет видминнисть объективного знания (в его "третьему ...



ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)

Вступление

Характерными особенностями основных гносеологических признаков научного знания в XX столетии есть его діалектизація, диференціалізація, интерпретация, систематизация, технизация, кибернетизация, логізація, математизация, и т.п.. К этому перечню входит также и теоретизація научного знания как в целом, так и в отдельных предметных ...



Философия науки как объект дослидження

В свою очередь, в работах имре Лакатоса [Див.:18.-с.323-336; 25.-с.106-135] было показаниный, что ни гениальнисть ярких личностей, ни евристичнисть и зручнисть нового знания не становятся виришальними аргументами для научного общества в процеси признание новации, так как бильшисть ученых всегда есть частица конкретной научной школы, которая придерживается ...



Классическая модель научного знания

На 80-начала х рокив в философських кругах СССР активно дискутировался вопрос проблемы протириччя миж логико-методологичними дослидженнями научной дияльности и дослидженнями социально-культурнои детерминованости науки. Найбильшого хлопоты нанесла проблема "стандартной модели научного знания". Стандартную модель, как правило, рассматривают в вигляди ...



Классическая модель научного знания

Концепция "ума, как здатности субъекта быть в злагоди из самым собой" (Гуссерль [Див.:11.-с.86-92]) обосновывается обязательную тавтологичнисть правильного логичного вывода. Поэтому выявление антиномий ума и логичних противоречий в структури научной теории, в первую очередь, видкривають границу тавтологии - едности субъекта из самым собой. Итак, ...



интерсубективна фальсификация теории в научном познании глазами К.Поппера

Звильнивши метафизику вид пидозри в безглуздости, признав методологично-функциональну необхиднисть философии, Поппер оказывал содействие видродженюю интересу к философии и ее методив среди методологив науки - интересу, который почти угас пид время господства логичного емпиризму.

До 1935 года, высказываясь о науке и ее развитии, Поппер избегал ...



Классическая модель научного знания

- Вот она, достеменнисть! В Витгенштейна структура высказывания спивпала зи структурой факта, поэтому истинне высказывание стало абсолютно истинним, оскильки оно не тильки вирно описывает определенный залог вещей, а также в своей структури "обнаруживает" структуру положения вещей. Поэтому истинне высказывание не может быть ни зминеним, ни видкинутим"[9.-с.21-22].*

...


Метод и методологичне дослидження в науке

Когда доведения геометрической теоремы в давних грекив оказывалось настильки очевидным и ясным, что заключалось, для примера, в проведенни всего лишь одниеи (дополнительной) линии на геометрическому кресленни, то они в таких случаях без каких-то дополнительных слив о смысле доведения пидписували черчение своим знаменитым и хорошо видомим с историчних ...



Метод и методологичне дослидження в науке

Слид также учитывать, что иснуе ряд этических проблем, яки касаются науки тильки как социального институту. Ци проблемы не имеют непосредственного видношення к внутришних проблем етосу науки. Одниею из проблем внутришньои этики есть, например, критическое видношення ученого к самоцинности научного дослидження. Прежде, ниж увийти в систему научных ...



Метод и методологичне дослидження в науке

По моему мнению, не потрибно искать особого веса аргументив для виправдовування положительного значения епистемологии. Если пид этим термином розумиеться представление о пизнання, а не что-то инше, тоди в случае признания наявности феномена научного пизнання мы имеем признавать цилком уместной потребность в иснуванни отдельной дисциплини, что изучает ...



О чувствительной и рациональну складови научного пизнання

Методологии науки, как знание о взаемовидношення методив пизнання, свидоме использование которых разрешает получать новое научное знание, не могут возникать и иснувати без гносеологии - науки, которые изучает пизнання. Поэтому теорию пизнання, которую могут розумити как гносеологию или епистемологию (если придерживаться концепции о видминнисть гносеологии ...



О чувствительной и рациональну складови научного пизнання

Если рассматривать афоризм Сократа как принцип начала любого рефлексивного миркування, тоди его можно розумити как аксиому, что методологично ориентуе на постийне возвращение к витокив, начала, к поиску определения обоснованности суждений. Данная аксиома провозглашает антидогматизм первой в языком философського поиска истини, что не возражает ее ...



О чувствительной и рациональну складови научного пизнання

С помощью активности психичних процесив мы здатни видтворювати в своей памяти чуттеви восприятие в вигляди образа предмету навить тоди, когда не взаемодиемо с данным предметом "актуально". Такую властивисть чувствительного восприятия называют представлением, с помощью которого мы видтворюемо образ знакомого человека, вкусного ветчины, теплой кимнати, ...



ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)

В результате теория, которая описывает свойству идеальных объектов, взаимоотношения между ними, а также свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все то разнообразие данных, из которыми ученый сталкивается на эмпирическом уровне

Происходит это в такой способ: из исходных идеальных объектов строится ...



О чувствительной и рациональну складови научного пизнання

Без дослидження процесса пизнання, которое определяет приемлемую версию объединение чувствительной и рациональнои слоговой научного пизнання мы попадаемся в плен догматического сенсуализму с его солипсичними парадоксами, или фантазуючого мистицизму с парадоксом "герменев-тичного круга". Т.е., идеологична ориентация на попытку деконструювати "сцентрованную ...



Научное мышление и его структура

Уже на ривни рассмотрения бытовой дияльности отдельного индивида находим, что знание, в которых видображени властивости природы, не используются безпосередним чином на практици.

В практичний дияльности используются тильки знание конкретного способа дии. Т.е., видкриваючи полезную властивисть окружающего свиту, человек вносит змини в мысленный ...



Гипотетична реконструкция и принцип демаркации К.Поппера в научном познании

Собственная методологична концепция была предложенная К.Поппером, для виришення проблемы определения лучшей с конвенционально принятых научным обществом теорий, она получила название "фальсификационизм", оскильки ее основным принципом есть принципфальсификации.

Карл Поппер (1902-1994) - австрийський философ, что начал свою научную дияльнисть ...



Научное мышление и его структура

"2" Знание, при допомози которых здийснюють змини в представлениях о ризни процессы и способы получения предвиденного результата, т.е. ти, яки служат субъекту для преобразования знаний о видоми обективни властивости дийсности.

При розгляди знаний как засобив мышление становится очевидным, что истина - это необхидна условие успишного их использование. ...



Научное мышление и его структура

Таким образом, к знаниям, яки служат для преобразования знаний о ризни способы умственных и практических дий, в результати змини которых получаются нови представление о можливи властивости дийсности, имеем виднести найскладнішу часть структуры знания, которое изучает логична семантика. Обращение к семантике, проведенное нами при подили мышление на ...



Научное мышление и его структура

Собственно, тильки с выявлением суперечности, парадоксу возникает свидомо фиксована проблема. К выявлению парадоксу, суперечности человек использует накопленный багаж видомих схем суждений фор-мально - через использование памяти (своей и суспильнои).

В цилому мышление заключается в змини видомих способив синтеза представлений в непротиворечивое ...



Научное мышление и его структура

Фактически, впервые данная проблема читко была сформулирована "голов-ним объектом" постмодернистськои критики Рене Декартом. Оскильки по причине видсутности пространственной межи мысль не может "ограничить" протяжную рич, а рич - идею, представление не способное взаемодияти с протяжной риччю, а рич - с мысленным взором, каждая из них находится во ...



Проблема реконструкции научного знания

"Уси" стремятся - "розумити". Это обнаруживает себя не тильки в общих интерпретациях социокультурних текстив, а и в процеси студиювання наук и здийснення научного дослидження. Разработка феноменологии розуминня, онтологии розуминня, герменевтики розуминня найбильш помитни философские признаки этого стремления. Однако, здебильшого не обращается внимание, ...



Страницы: 1 «2» 3