Андерсон Бенедикт и его научные взгляды и работы


Китай, как показал Андерсон Бенедикт, не был настільк уже уникальным. В разное время и в разной степени ее наследники признали много новых государств, которые возникли на периферии благодаря империализму и антиколониальному национализму (Монголия, Корея, Вьетнам, Бирма, Индия и Пакистан). Это признание было тесно связано с новой идеей о том, что Китай это нации, представленная, как и множество других наций, в Организации Объединенных Наций и в ее предшественнице - Лизе Наций. Тайванские историки показали, что в разные периоды между 1895 и 1945 годами правящие группы на материке в действительности признавали за Тайванем статус японской колонии и поддерживали тайванский народ в борьбе за независимость от Японии, так же, как они поддерживали и корейский народ. Противоречие между народным и официальным націоналізмами, которое настолько очевидно оказалось в сегодняшнем Китае, как я уже сказал, не уникальные. Их можно найти и в других частях земного шара. Однако они особенно важные сегодня через огромные размеры и численность населения Китая, правительство которого, отказавшись от социализма, который оправдывал его диктатуру, возвратил к официальному национализму для того, чтобы снова сделать свою власть легитимной

Существует еще одна особенность официального национализма, на мысль Андерсона Бенедикта, который отличает его от всех других форм национализма. Вероятно, справедливым будет утверждение о том, что все бывшие организованные сообщества (частично) зависели от представлений о прошлом, которые не могли серьезно противоречить одно одному. Эти представления передавались через устную, фольклорную традиции, религиозные учения, придворные хроники и др. Особенно тяжело найти в таких представлениях серьезную заботу о будущем. Когда в конце восемнадцатого столетия возник национализм, все эти представления изменились коренным образом. Возрастающая скорость, с которой происходили социальные, культурные, экономическое и политическое изменения, основанные на индустриальной революции и современных системах коммуникаций, сделала нации первой политико-моральной формой, основанной на идее прогресса. Вот чему концепция геноцида возникшая так недавно, хотя древние записи называют имена многих тысяч групп, которые тихо исчезли много столетий тома, не вызвав своим исчезновением ни одного беспокойства. Скорость изменений и власть будущего также вызвали серьезные трансформации представлений народа о прошлом.В “Мысленных сообществах” Андерсон Бенедикт попробовал осветить природу этих трансформаций путем сравнения их с трудностями, с которыми сталкиваемся, когда нам показывают фотографии из нашего детства. Эти трудности - в форме фотографий - способна вызвать только индустриальная память. Родители уверяют нас в потому, что этими детьми являются мы самые, но мы не помним, чтобы нас фотографировали; мы не можем без помощи родителей вспомнить себя в одногодичном возрасте. Памятники, храмы, записи, могилы, артефакты etc., - это прошлое становится все больше и больше недоступным для нас, все больше внешним относительно нас. В то же время, мы ощущаем, что имеем потребность в нем, как в своеобразном якоре. Но это означает, что наше отношение к прошлому сегодня более политическое, идеологическое, противоречивое, фрагментарное и даже авантюрное, чем в прежние времена. Этот всемирный феномен является основой национализма

По мнению политолога Андерсона Бенедикта: Китай дает нам много интересных примеров, о которых мы сейчас расскажем. Раз на год вряд проводит широкомасштабное многочасовое телевизионное шоу, которое неизменно вызывает широкий интерес. В нем показывают народы, которые представляют населения КНР. Особенно впадают в вече выразительные отличия между ханьцями и разнообразными меньшинствами. Представители меньшинств появляются на экранах в цветистых традиционных костюмах и выглядят в самом деле чудесно. Вместе с тем ханьці не могут появиться в традиционной одежде, хотя мы знаем из картин и исторических описаний, насколько яркими и прекрасными они были. Так, например, мужчин показывают одетыми в деловые костюмы от итальянских и французских модельеров, где вообще нет ничего ханьского. Ханьці, таким образом, демонстрируют себя как будущее, а меньшинства - как прошлое. Или это сделано сознательно? Прошлое, видимым признаком которого являются меньшинства, является частью большого прошлого, с помощью которого легитимируется территория Китаю

Естественно, что для официального дискурсу чем древніше прошлое - тем лучше. Особенно эксцентрично этот подход оказался в реакции на признанную многими теорию о том, что человек как биологический вид возникшая на востоке Африки. Несомненно, для официальных кругов мысль о том, что отдаленные предки ханьців и всех других народов жилы в Африке, а не в Китае, была не весьма приятной. Поэтому были выделены значительные средства для проведения поисков останков человека на территории Китая, более древних и целиком отличных от останков, найденных в Африке

Также политолог рассматривает и такой вопрос, как “битву языков”: Эту форму он называет “лингвистическим национализмом”; он возник в начале девятнадцатого столетия в династических империях Европи, его философскими источниками были теории Гердера и Руссо. Основной тезис: каждая настоящая нации имеет свой собственный специфический язык и литературную культуру, с помощью которых выражается исторический дух народа. Для многих языков (чешской, венгерской, украинской, сербской, польской, норвежской и других) были составлены словари, которых к тому времени не существовало. С постепенным ростом уровня письменности устные традиции были записаны и опубликованы. Это было использовано для борьбы с господствующими большими языками династических империй - османской, верхньонімецькои, парижской французской, королевской английской и московитськои русской. Иногда эти кампании достигали успеха, иногда -- нет, но, во всяком случае, результат этот определялся политикой. Успехи хорошо известные, и мы не будем на них останавливаться. Провалы известные меньше и чрезвычайно интересные. В девятнадцатом столетии, например, Париж досяг успеха (с помощью контроля над системой образования и издательской деятельностью) в сведении многих языков, которыми говорили в Франции, к уровню местных диалектов. Меньших успехов добился Мадрид в преобразовании множества языков, которыми говорили в Испании (например, каталонская и галісійська), в обычные диалекты кастильського. Лондон почти уничтожил гаельску язык, но сегодня можно наблюдать ее возрождение





Вернуться назад