Науковедение

Главная - Науковедение - Науковедение

1. Наука как система знаний, познавательная деятельность, вид духовного производства и социальный институт

Наука - форма духовной деятельности людей, которая направлена на получение истинных знаний о миру (природу, общество, мышление), на открытие объективных законов мира и предусмотрение тенденций его развития

Наука - это процесс творческой деятельности по получению нового знания, и результат этой деятельности в виде целостной системы знаний, сформулированных на основе певнихпринципів.

Наука есть социокультурная деятельность, своеобразное общественное явление. Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а ее главная цель - истинное знание

Критериями научности, которые отличают науку от других форм познания есть: объективность, системность, практическая нацеленность, ориентация на предусмотрение, суровая доказательность, обоснованность и достоверность результатов. Наука как единая система знаний делится на определенные области (отдельные науки).

За предметом и методом познания различают науки о природе - естественные; науки об обществе - общественные; технические науки

Своеобразной наукой является современная математика. За соотношением с практикой выделяют фундаментальные науки (которые не имеют прямой практической ориентации) и прикладные науки (нацеленные на непосредственное практическое использование научных результатов).

Любая научная познавательная деятельность предусматривает взаимодействие субъекту (ученый, научный коллектив) и объекту науки (предметная область, которая изучается), в процессе которой используется определенная система методов, приемов исследования и языка данной науки (знаки, символы, формулы и т.п.).

Хотя научная деятельность специфическая, в ней применяются приемы соображений, используемые людьми в других сферах деятельности, в повседневной жизни. Для любого вида человеческой деятельности характерные приемы соображений, которые применяются и в науке, а именно: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и ін.

Основными методами получения эмпирического знания в науке есть наблюдения и эксперимент

Наблюдение - это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное - не вносить при исследовании самым процессом наблюдения любые изменения в исследуемую реальность

В отличие от наблюдения, в рамках эксперимента исследуемое явление относится в особые условия. Как писала Ф.Бекон, "природа вещей лучше обнаруживает себя в залоге искусственной стесненности, чем в естественной воле".

Важно подчеркнуть, что эмпирическое исследование не может начаться без определенной теоретической установки. Хотя говорят, что факты - воздух ученого, тем не менее постижение реальности невозможно без теоретических построений. И.П.Павлов писал по этому поводу так: "...во всякий момент нужно известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что цеплять факты..."

Задачи науки никак не сводятся к сбору фактического материала

Сведение задач науки к сбору фактов означает, как выразилось А.Пуанкаре, "полное непонимание искреннего характера науки". Он же писал: "Ученый должен организовать факты. Наука состоит из фактов, как дом из кирпичин. И одно голое накопление фактов не составляет еще науки, точно равно как груда каменьев не составляет дома".

Научные теории не появляются как прямое обобщение эмпирических фактов. Как писал А.Ейнштейн, "никакой логический путь не ведет от наблюдений до основных принципов теории". Теории возникают в сложном взаимодействии теоретического мышления и эмпирии, в ходе разрешения чисто теоретических проблем, в процессе взаимодействия науки и культуры в целому