Науковедение

Главная - Науковедение - Науковедение

В ходе построения теории ученые применяют разные способы теоретического мышления. Так, еще Галилей стал широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории. В ходе мысленного эксперимента теоретик как бы проиграет возможные варианты обращения разработанных им идеализированных объектов. Математический эксперимент - это современную разновидность мысленного эксперимента, при котором возможные следствия варьирования условий в математической модели просчитываются на компьютерах

При характеристике научной деятельности важно отметить, что в ее ходу ученые временами обращаются к философии

Большое значение для ученых, особенно для теоретиков, имеет философское осмысление сформированных познавательных традиций, рассмотрение исследуемой реальности в контексте картины мира

Обращение к философии особенно актуально в переломные этапы развития науки. Большие научные достижения всегда были связаны с выдвижением философских обобщений. Философия оказывает содействие эффективному описанию, объяснению, а также пониманию реальности исследуемой наукой.Важные особенности научного знания отбивает понятие "стиль научного мышления". Г. Борн писал так: "... Я думаю, что существуют какие-то общие тенденции мысли, которые изменяются очень медленно и образуют определены философские периоды с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в науке. Рафаэле в недавнем письме ко мне употребил выражение "стили": стили мышления - стили не только в искусстве, но и в науке. Принимая этот срок, я утверждаю, что стили бывают и у физической теории, и именно это обстоятельство прибавляет своего рода стойкость ее принципам".

Известный химик и философ М.Полані показал 50-в конце х лет нашего столетия, что предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно целиком вербалізувати, т.е. выразить в языке. Полані писал: "То большое количество учебного часуу, что студенты-химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которая в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя до ученика. Со сказанного можно сделать вывод, который в самом центре науки существуют области практического знания, которое через формулирование передать невозможно".

Знание такого типа Полані назвал неявными. Эти знания передаются не в виде текстов, а путем непосредственной демонстрации образцов

Термин"менталитет" применяется для обозначения тех пластов духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний, но тем не менее существенным образом определяют лицо той или другой или эпохи народа. Но и любая наука имеет свой менталитет, который отличает ее от других областей научного знания, но тесно связанный с менталітетомепохи.

Говоря о средствах научного познания, необходимо отметить, что важнейшим из них есть язык науки

Галілей утверждал, что книга Природы написана языком математики. Развитие физики целиком подтверждает эти слова Галилея. В других науках процесс математизации идет очень активно. Математика входит в ткань теоретических построений во всіхнауках.

Ход научного познания существенным образом зависит от развития используемых наукой средств. Использование подзорной трубы Галилеем, а потом - создание телескопов, радиотелескопов во многом определило развитие астрономии. Применение микроскопов, особенно электронных, сыграло огромную роль в развитии биологии. Без таких средств познания, как синхрофазотроны, невозможное развитие современной физики элементарных частиц. Применение компьютера революционизирует розвитокнауки.

Методы и средства, используемые в разных науках, не одинаковые

Расхождение методов и средств, применяемых в разных науках, определяются и спецификой предметных областей, и уровнем развития науки. Однако в целому происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств разных наук. Аппарат математики применяется все шире. По выражению Ю.Винера, "невероятная эффективность математики" делает ее важным средством познания во всех науках. Однако едва ли вытекает в будущему ожидать универсализации методов и средств, используемых в різнихнауках.

Методы, развитые в одной научной области, могут эффективно применяться в совсем другой области

Одно из источников новаций в науке - это перенос методов и подходов с одной научной области в другую. Например, вот что написал академик В.И.Вернадский о Л.Пастера, имея в виде его работы по проблеме самозарождения: "Пастер... выступал как химик, который владел экспериментальным методом, который вошел в новую для него область знания с новыми методами и приемами работы, который увидел в ней то, чего не видели в ней прежде ее натуралисте-наблюдателе, которые изучали,".