Философия права как методологическая дисциплина


Это испытание положительного права на разумность, справедливость истинность, правильность и т.д., хотя и наделенное тем или тем критическим потенциалом относительно положительного права, продиктовано, однако, не цеплянием к власти и их установлением, а фундаментальными свойствами и проблемами общественного бытия человека, нуждами познания природы и смысла права, его места и значение успільному жизни людей

Цель ума - истина, и философия права проникается поисками истины о праве

С точки зрения положительного права вся истина о праве есть и самом положительном праве, под которым маются на внимании вс властные признанные источники действующего права (законы, підзаконн акты, санкционированное звичаеве право, судебные прецеденты т.ін.), все официальные учреждения, наделенные законной силой тобто-закон.

Такой подход к праву, который сводит право вообще где положительного права, то есть отождествляет право и закон;

характерный для юридической догматики и имеющийся в разных вариантах юридического позитивизма и легізму (ві,а лат. Іех (1е§із) - закон). Здесь истина о праве исчерпывается волей законодательства, мысленным взором и позицией официально-властного встановлювача положительного права

Эта позиция, звісна вещь, не отвечает природе и требованиям ума, ориентированного не на мысль и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски обобщенное знание о соответствующем объекте, в этом случае - о праве

Уже простые раздумья о положительном праве порождают ряд вопросов, ответа на которые нуждаются в выходе за границы положительного права и позитивистского понимания

Основной смысл вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать как проблему различения и соотношение права и закона, которая имеет решающее значение для любого теоретически последовательного праворозумін-ня и определяет предметную сферу философии права

; Без той или той концепции такого различения права и закона мы в своему праворозумінні остаемся в одномерной плоскости властно данного положительного права, собственно, в пределах официального закона, позитивистского законоведен-ня и легізму.

Прошлые и современные философские учения о праве содержат тот или тот вариант различения права и закона, что и определяет філософсько-правовий профиль соответствующего подхода. Язык при этом идет о разных формулированиях такого различения, в частности о различении права за природой и правая за человеческим установлением, права естественного и установленного, справедливости и закона, права естественного и человеческого, права естественного и положительного, права умственного и положительного, права философского и положительного и т. д.

За этим терминологическим многообразием стоит то, что в теоретической форме мы определяем как право и закон, их различение и соотношение

Такое теоретическое различение права и закона не только терминологическое, а и понятийное, по смыслу выступает как теория для всех других частных случаев подобного различения и этим разрешает понять и выразить момент всеобщности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете прошлых и современных філософсько-правовихвчень.

Наличие момента такого внутреннего единства оправдывает объединение внешне разных учений под общим наименованием "философия права" и дает содержанию основу для их понимания и толкование как той или той концепции философии права, которое осознается не как случайный набор и конгломерат разных взглядов, а как предметное определенная и внутренне единая дисциплина

Методологическая концепция праворозуміння в предметное и содержательно развернутому виде охватывает весь мир права, все правовое поле в его важном единстве, во всех его определениях и реальнихпроявах.

Бытие права в человеческом мире кроет в себе правовую определенность и благоустроенность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установкам в общественной жизни людей





Вернуться назад