Концепция украинской государственности в Украине историко-политической науке мижвоенной пор


Человечество и нациям - это два понятия, к которым В. Липинський по-разному подходит в решении проблемы прогресса в своей фундаментальной работе «Письма к братьям-земледельцам» (Вена, 1926). Для В. Липинського наций не вечные, и их судьба полно зависит от того провода, который их возглавляет, т.е. от национальной аристократии. В истории всех наций всегда точилась и ныне точится борьба между будуючими и разрушающими, объединяющими и роз'еднуючими силами, поскольку самая нации по своей природе переживает пор организации, объединение или же испытывает влияние деструктивных сил, которые обязательно приводят ее к разъединению

Если в М. Драгоманова прогресс всегда был постоянным, движением вперед к высшим ступеням общественной жизни, то в В. Липинського жизнь наций направляется или конструктивным: путем, т.е. вверх, или путем дегенерации, т.е. вниз. Сущность этого явления находит свое решение в том, кто. именно получает провод внутри наций - организаторы или руйнники. Подчеркивая, что линия развития может вест вверх или и вниз, Липинський отмечал, что путь этой линии зависит исключительно от соотношения тех положительная и отрицательно действующих человеческих индивидов, которые определяют содержание деятельности национального коллектива. Этот процесс в жизни наций, по нашему мнению, можно назвать просто эволюцией

Если М. Драгоманов - приверженец идеи линеарн-прогресса, то в В. Липинського линия развития напоминает круг. В. Липинський говорит о трех вечных стадиях, которые подражают одна одну и из-за которых проходят в своей жизни все нациям (уже упоминавшиеся класократия, демократия и охлократия). Любой из этих типов господства наконец неизбежно приводит к господству демократии, но и самая демократия в процессе дегенерации вызывает к жизни элементы диктаторского характера и грубой силы, т.е. охлократию. Охлократия - это механическое средство господства, но ее твердая власть благодаря своей прямолинейности и воинственности вызывает к жизни такую же бескомпромиссную и твердую воинствующую оппозицию, однако с конструктивными творческими качествами, т.е. класократию. Кроме этого главный круга, В. Липинський припускает в своей концепции существования и, дополнительного круга, который состоит уже из двух элементов - охлократии и демократии

Если М. Драгоманов, исходя из реальных обстоятельств абсолютистской России, в условиях которой он воспитывался, отстаивал принцип свободы, то В. Липинський выдвигал на первый план принцип авторитета и положительного значения правдивой монархии, которая, в свою очередь, объяснялось его происхождением и воспитанием, условиями жизни и естественными наклонами, а также було реакцией на либерально-социалистическую Украину 1917-1920 pp.

В М. Драгоманова интеллигенция - определяющий элемент прогресса в его идеальном бесклассовом обществе людей, которые пользуются одинаковыми правами и ведут общее хозяйство. В В. Липинського, наоборот, интеллигенция стоит чрезвычайно далеко от руководства государства. Он считает, что те люди в наций, которые не заняты непосредственно войной и обороной своей родины или же созданием материальных, необходимых для жизни ценностей, - где здекласована интеллигенция, которой можно доверять лишь «праву помощи национальной аристократии и роль-опосередкованихпомичникив.

Если у Драгоманова свобода и самоуправа - идеалы человеческой общественной жизни, а самая самоуправа имеет определенную чудодейственную силу, то в Липинського государственный принцип трудовой монархии определяется формулой - авторитет и ответственность сверху, свобода - снизу. Липинський рассматривал авторитет и свободу как отдельные сферы деятельности

М. Драгоманов - эволюционист. Идеальное бесклассовое, самоуправное устройство человеческой жизни, по его мнению, должен был прийти свободно, сам собой, путем эволюции. Его политическая программа была либеральной за своей сутью, и вот потому, особенно после цареубийства в 1881 p., он обращает свои взгляды к либерально-конституционной платформе, возлагая основные надежды на либеральных земцив. В. Липинський выходил из противоположности между творческим меньшинствами и пассивной массой. Исторический процесс, по мнению ученого, зависит от того, насколько это меньшинства сумеет, ведя за собой массу, выстроить национально-государственную жизнь. Здесь решающего значения он предоставлял моральному авторитету элиты и ее ведущим способностям.Г. Драгоманов был интернационалистом и понимал исторический процесс как процесс универсальный, одинаковый по своей сутью и неодинаковый в формах проявления. Сутью этого процесса, за Драгомановим, выступала абсолютная всемирная правда. Вместе с тем В. Липинський защищал правду своей земли - традиционно исторической Украины. Его основная идея заключалась в объединении всех людей независимо от их происхождения, осознании принадлежности к общей территории. Он был территориальным патриотом и верил, что патриотизм, как осознание своей территории, лежит в основе бытия и могущества государств

Если, за Драгомановим, путь к утверждению наций пролегает через политическую автономию, которая непосредственно зависит от общей политической автономии, то Липинський считает нации следствием государственности и обгрунтовуе мысль, которая лишь через свое государство и непосредственно в государстве формируется нации. Позитивист, рационалист, последователь О. Конта и Г. Спенсера М. Драгоманов верил в социальный прогресс, ум и науку, которые приходят на смену религии. В. Липинський, наоборот, каждое свое решение вивиряв па основе интуитивного, иррационального характера мыслей и религиозных принципов, которые выходили из подсознательного бытия и соотносились с его собственными аристократическими принципами





Вернуться назад