Концепция украинской государственности в Украине историко-политической науке мижвоенной пор


Ученые-народники, разрабатывая свои концепции государственности Украины, эклектично соединили и методологически трансформировали на украинский грунт методы познания, которые использовали народники XIX ст. и М. Драгоманов, социальную теорию солидарности Э. Дюркгейма и психологическую концепцию В. Вундта (М. Грушевский), идеи русской философии естественного права, либеральной политико-правовой школы в Украине и западноевропейские федералистични теории правового государства (Р. Лащенко, С. Шелухин).

Исследуя психологические характеристики русского, украинского, польского и других народов Европы, формы государственных союзов относительно разных этапов жизни Украины, ученые-народники обгрунтували теории федералистичной традиции в Украине и возможность федеральных объединений с теми странами, с которыми она поддерживала исторические связи, в частности с Литвой и Белоруссией (М. Грушевский), Россией (Р. Лащенко), с чехами, словенцами, сербами, словаками, хорватами (С. Шелухин). Народники считали, что федерация в той или другой форме лишь будет оказывать содействие укреплению украинской государственности. Основные основания, на которые должны строиться украинская государственность, - это опора на собственные, исторически присущие украинскому народови ценности - народоправство, демократизм, безклассовость, понимание народа как территориального объединения всех граждан, которые проживают в Украине, независимо от их национальной, партийной и классовой принадлежности, вероисповеданий и языков. Народники считали, что право народа вообще и каждого отдельного человека в частности есть высшим от права государства, обгрунтовували примат интересов трудового народа в Украине, который, по их мнению, был единым представителем украинской наций, доминанты освобождения работы от эксплуатации капитала, преобладание социальных интересов масс наднациональними.

Ориентируясь в деле построения украинской государственности в основном на Поднепровскую Украину, ученые народнического направления в своих концепциях определяли человека как самостоятельную самодовлеющую стоимость и предъявляли обвинение в отсутствии украинской государственности соседние страны (в основному Россию и Польшу), доказывали, что украинское освободительное движение, его история являются неповторимыми, подчеркивали необходимость опоры в будущем государственном строительстве в Украине на собственный политический опыт и собственные традиции. Па их мысль, наиболее благоприятной формой государственного правления в - Украине, в силу исторических особенностей и традиций, психологических характеристик и ориентаций украинского народа, должны быть президентская или парламентская республика

Представителями консервативного направления в украинской политической науке были профессора В. Липинський, С. Томашивський, В. Кучабський. Исследование этих ученых, которые разрабатывали теорию государственности Украины на основе исторических экскурсов, желая тем самым довести необходимость именно монархического порядка для Украины и обгрунтувати его правоправнисть, оформились в научно завершенные концепции уже преимущественно в эмиграции. Украинские консерваторы практически полностью отходят от методов и идей ученых-народников

Ученые консервативного направления, разрабатывая свои концепции, методологически использовали и трансформировали на украинский грунт западноевропейские теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс). Вместе с тем В. Липинський при обгрунтуванни своей теории эклектично соединил идее польской консервативной историко-политической школы (Й. Шуйський, В. Калинка, С. Тарнавський, В. Яворський), немецкой политической истории (Л. фон Ранке), ранние теории социального конфликта (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер, Г. Ратценгофер), западноевропейский рационализм конца XIX ст. (М. Вебер). Концепция С. Томашивського соединила в себе, кроме влияний М. Драгоманова, В. Липинського, и Л. фон Ранке, элементы западноевропейской прагматически -релятивистской философии (У. Джеме, О. Шпенглер), итальянского национального клерикализма (Г. Ферреро, Д. Маццини), теорию циклизму (Р. Виппер). На концепции В. Кучабського обозначились идейные влияния его учителей В. Липинського и Ф. Мейнеке, а также мировоззренческие позиции С. Томащивського, немецких геополитиков Ф. Рацеля и Р. Челлена.Теоретики украинского консервативного государства придерживались разных взглядов в вопросах, которые касались ее будущей формы правления (обгрунтовували концепции трудовой легитимной (В. Липинський), клерикальной (С. Томашивський), милитарной (В. Кучабський) монархии), геополитической ориентации будущего государственного строительства (В. Липинський и В. Кучабський считали, что его судьба будет решаться на Приднепровье, С. Томашивський - в Галиции). Несмотря на эти расхождения, ученых консервативного направления объединяло то, что все они исповедовали одинаковые критерии исторической оценки (самостоятельная самодовлеющая стоимость человека, этические основы достоинства и чести, иррациональные влияния, религиозный етос, украинское государство с ее конкретной формой правления). Основные причины потери Украиной своей государственности они усматривали во внутренней слабости самого украинского народа, подчеркивали особую роль ведущего слоя - элиты. Вслед за учеными-народниками консерваторы считали, что украинское движение есть неповторимое и должны опираться на свой собственный политический опыт, традиции и историю

Ученых консервативного направления в украинской политической науке объединяли три общие идеи: 1) критическое отношение к либерально-демократическим основам общественного порядка; 2) признание доминирующей роли государства в общественно-экономической жизни; 3) поиски новых методов организации государственного порядка и общественного отношения, которое опиралось бы на представительство всех классов. Определяя нации як территориальное объединение всех граждан (независимо от их национальности), которые проживают на территории Украины, вокруг идеи украинской государственности, ученые-консерваторы строили свои концепции на основе исследования истории монархических традиций в Галицько-Володимирський (С. Томашивський), козацько-гетьманський (В. Липинський), украинских государствах 1917-1920 pp. (В. Кучаб-ський), анализировали причину образования и упадка аристократического порядка в разные периоды украинской истории. По их мнению, решение всех державотворчих вопросов для Украины возможное лишь при условии создания суверенного независимого государства, где единым общим признаком для людей разного национального происхождения, разных религий и будто станет государственная принадлежность к Украине





Вернуться назад