УКРАИНОВЕДЕНИЕ КАК ПОЛIТИКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА


Стало мало не аксиомой утверждения, которое когда Центральный Совет занимался преимущественно государственно-политическими проблемами, то Гетьманат П. Скоропадского - научно-образовательными. Ныне известно, что по крайней мере оба правительств опiкувалися и теми, и теми вопросами. А все же традиция - вещь живучая, и начала принципиальной ориентации на культуру (организация НАН, университетов, институтов) настийливо адресуются прежде всего П. Скоропадскому

Документы удостоверяют противоположное: основоположные основы просветительно-научной политики были заложенные именно Центральной Радой

В доказательство - сначала отдельные источники и факты: еще 26 июня 1917 года была создана основательная программа национальной системы образования и подготовки кадров для нее. На ее основе была составлена и обнародована декларация Генерального Секретариата относительно образовательных направлений, проблем, перспектив. На этой основе было проведено два педагогических съезда - в апреле и августе 1917 года и Всеукраинский профессиональный съезд (13-15 августа 1917 года), на которые главной задачам относилось оказывать содействие образовательному развитию народа путем борьбы с тьмой, "что охватила нашу Землю после чужого господства" (из материалов совещания 15-20 декабря 1917 года). 5 октября был открытый Киевский народный университет, а 7 ноября 1917 года созданная Педагогическая Академия, задачам какой постоянная подготовка учителей з украиноведения

Заметим: все те организационные мероприятия осуществленные при условиях невероятного финансового и материально-технического затруднения и найскладниших государственно-политических и социально-экономических конфликтов!

Не меньше поражает и мотивация и направленность реформ системы образования. А передовсим - их проведение на принципах украиноведения. Конкретнее: украиноведение становится политикой и философией не только Генерального Секретариата, а и, как видим, всей Центральной Рады

Заметим: к системе украиноведения авторы "материалов к предметам украиноведения" (подготовленных 1917, а выданных 1918 года) И. Стешенко и О. Дорошкевич относили: историю народа, географию, украинский язык и художественную словесность. Итак, видели Украину в комплексе дисциплин, вдобавок, в органической целостности

Не менее весомые и причины, цель и ориентации украиноведения

Как отмечалось в обращении Генерального Секретариата "К Украинской людности" 13 октября 1917 года, "ныне все будет делаться для того, чтобы просветлить народ, чтобы довести детей его к такой высокой науке, которая нужна для человеческого счастья".

Важный аккорд - не просто дать знания, а просветлить ум и сердце, поднять духовно, ведь: соединить обучение и воспитание, интересы учителя и ученика, особистости государства

Не менее весомые i такие ударения: "А для того надо знать жизнь свое и чужое, и старое и новое, - и правдиво об этом знании дети народа будут получать теперь в школе". И это потому, что "эта школа отныне будет не только свободная по мыслям и правдивая. Она будет родная".

Воистину: как не увидеть здесь больших традиций митрополита с русских Илариона, великого князя Владимира Мономаха, Григория Сковороды, Тараса Шевченко, творца не только "Кобзаря", а и "Букваря", с их педагогикой державницько-философського содержания - с одной стороны, и политики и философии, обусловленных событиями национально-освободительной борьбы - з второго

Для убедительности напомним: чтобы укрепить и поднять Государство (Киевскую Русь), Владимир Большой вводит новую систему религии (сначала пантеон языческих, а со временем христианских Богов), систему образования, собственную государственную систему права. И все то осуществляется в единстве, и за цель относится: подъем воспитательной, религиозной, правовой культуры у имени расцвета государства. Даже часть бояр противодействовала реформаторству (и когда их детей силком брали к школе, на Движении, как отмечает летописец, по семьям "стояли плачи большие"). Так явилась целостность: цель - Государство, путь к ней - политика, образование, философия, религия. Чтобы свести могущественное государство, большая княгиня Ольга ввела канонизацию, культ собственных (украинских) святынь

Чрезвычайно поучительный опыт Ярослава Мудрого: он продолжает дело отца, строит школы и храмы, развивает знаменитую правовую систему (кодекс законов "Русская правда"), при этом особое внимание уделяет образованию. Укажем: киевские князья самые были людьми высочайшего образования и культуры. Ярослав любил книги и читал "их днем и ночью" - подчеркивают авторы "Летописи Русского"). И особенно важно, что они сознавали образование (книгу) не только как источник мудрости и благочестие, а и как средство достижения общегосударственных интересов, в частности и формирование определенного типа людей и поколений. При условии синтезирования политики, религии, философии Киевская Русь стала правовым государством и достигла высочайшего могущества и роли в международном процессе





Вернуться назад