УКРАИНОВЕДЕНИЕ КАК ПОЛIТИКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА


Вершиной едности общественно-политической мысли, религии, философии, образования становятся и государственные акты (Владимир Мономах завершает создание и внедрение у жизнь "Русской Правды"), и произведения Владимира Мономаха "Поучення детям" и митрополита Илариона "Слово о законе, благодати и истине".Заметим, что великий князь свою педагогическую заповедь направлял детям, а митрополит - всему обществу. Однако оба произведений были, во-первых, с государственным содержанием, духом, направлением, стилем; во-вторых - основанные на глубокой украинской вере, философии, этике. Для митрополита Илариона главное - тезис, что каждый рождается для счастья (благодати); путь к нему - познание истины, а высшая форма благодатi - воля

Новый этап украинской державности - Гетманщина - также был подготовленный в значительной мере благодаря образовательной деятельности братств, научно-философского воспитание в Острожской, Киево-Могилянской академиях и казацких школах та восстановлению влияния Украинской Церкви. Именно это все оказывало содействие утверждению национальной освободительной идеи, политики создания украинского суверенного государства и йй идеологических основ: концепции воли ("философия сердца") и теории познания и самопознание як основы создания и самосоздание Г. Сковороды; украинского типа человека - патриота, борца, гуманиста, носителя этнопсихологии побратимства; политики демократического, правового государства (универсалы Богдана Хмельницкого, церковно-образовательная политика П. Могилы, П. Сагайдачного, И. Мазепы, "Вывод прав Украины", "Конституция" Филиппа Орлика).

"История Русив" стала синтезою историософськой, политически-государственной, философсько-педагогичной памятки минулихтисячолить.

Творчество Т. Шевченко, П. Кулиша, М. Максимовича, В. Антоновича, "Книги Бития украинского народа" М. Костомарова определили возрождение украинской общественно-политической, социально-экономической, национально-государственной, культурно- та языкотворческой мысли, направленных в майбутне. Логически, что появляются М. Драгоманов, П. Юркевич, О. Потебня, И. Франко, Леся Украинка, Братство Тарасивцив, НТШ и ЛНВ. Синтезируя возрасты и опыт тысяч поколений, создает "Историю Украйни-Руси" М. Грушевский. А дальше работы М. Михновського, В. Липинського и Д. Донцова, проводников "Украинского Дома", в которых вопросом становится: Украина - ее прошлое, современное и будущее; основы развития украинского народа, условия осуществления им своей исторической миссии

"Украинцы: кто они и чего они хотят?", - это вопрос не только работ и дияльности М. Грушевского еще с начала XX столетие, а и С. Петлюры, В. Винниченко, В. Туган-Барановського, С. Ефремова, В. Вернадского, М. Валяльщика, А. Крымского, И. Огиенко, И. Стешенка, как практически и всех украинских партий (поняло, с разнообразными, нередко, диаметрально противоположными ответами на поставленный вопрос).

Для руководителей Центрального Совета основой стали: действие и наследство великих князей Киевской и Галицко-Волынской Руси, гетманов-государственников Б. Хмельницкого, П. Сагайдачного, П. Дорошенко, И. Мазепы, П. Орлика, Л. Полуботка; тысячелетних образовательных, научных, право- и культурологических традиций; вопрос Т. Шевченко "Кто мы, чьих, которых родителей дети?", "Кем, за что закованые?", "Нащо нас иметь привела: или для добрая, то ли для зла? Нащо живем?..", "За что мы бились с ляхами, за что мы резались с ордами? За что скородили копьями московские ребра?". Учитывая многовековые традиции национально-государственного развития и на естественное право каждого народа, украинцы имеют универсальную идею создания и развития собственного суверенного соборного государства и полной самореализации как наций, своего языка, культуры, полноправного субъекта международного прогресса

Одним из решающих факторов достижения цели и было (из обзора как на большие традиции, так и на особенности обстоятельств развития) определено образование, культуру, науку, синтезированных универсальным фактором и Бытие, и свидомости народа - Языком

Итак целиком логически, что политики были единомышленными с поэтами: основа самосохранения, самопознание и самореализации - "родной язык в родной школе" (О. Олесь), а решающим фактором развития родной школы как основы развития национального государства должен стать объединения политики, образования, науки, украинской религии и философии, которые создают и ядро, и главную форму выражения украиноведения

До сих пор распространяются мифы о стойком автономизм или федерализм М. Грушевского, В. Винниченко, меньшей мерой, но и С. Петлюры к наступлению большевиков (1918 года).

Это - ошибка: "История Украйни-Руси" (первый том которой вышел еще в конце XIX ст.), статьи начала XX ст. С. Петлюры, "Между двух сил" (1918 года) В. Винниченко убедительно удостоверяют, что в принципе они и до 1917 года были государственниками-самостийниками. Другое дело - стратегия и тактика - в 1917 году, когда на Украине 12-располагалась тысячная русская армия, каждый шаг збройно незащищенного Центрального Совета контролировался эмиссарами Москвы, а широкие массы Украины не были готу к решительному повороту в государственно-политической жизни и мышлении, - должны были быть найденными и единственно возможные шаги реализации стратегической программа-максимум.Вот откуда вынужденное лавиювання. И потому же - неопровержимые доказательства того, что Центральный Совет делал ставку на украиноведение и как на науку знаний об Украине и мировом украинстве, но вместе с тем и как на синтезе государственной политики, философии, идеологии, конечной целью которых было формирование, консолидация украинской наций и создание украинского суверенного, соборного государства, украинского цивилизации, культуры, человека, судьбы. Вполне естественно, что и в дальнейшему украиноведение развивалось в духе традиций и политики Центральной Рады





Вернуться назад