Украинский дом


Оригинальность внутреннего планирования украинского дома, как правило, оказывалась через мировоззренческие представления и обряды, связанные с отдельными предметами: печью, столом, сундуком, лавами, жердями-полками, символика которых в этнической духовной культуре есть своеобразной для каждого из этносов. Относительно интерьера жилья, то он среди украинцев, белорусов, россиян еще из времен давноруського периода определялся типологическим единством, достав название украинско-белорусского типа: внутренний угол дома занимала вариста печь, по диагонали от нее - красный угол, в котором размещались иконы, украшенные полотенцами, цветами и зельем; за боковой стеной печи устраивался деревянный настил («пол»), близ него - сундук, дальше - колыбель; вдоль видной и боковой стен устанавливали лавы, украшенные веретами, коцами или коврами, возле двери и свыше ними - полки для посуды для посуды, а над окнами видной стены - хлебную полку

Украинский дом представлял важнейший компонент культуры в широком понимании этого понятия: и как элемент материальной и духовной культуры, и как система мировоззренческих представлений, выполняя прежде всего оберегови функции. Она защищала людей не только от неблагоприятных естественных условий, а и от вражеских темных сил. Итак не случайно, что каждая ее деталь, каждая вещь и знак имели эстетичную и магическую направленность

Эстетичный образ дома достигался прежде всего через декоративно-художественное обрамление, которое, как правило, виявляло'етнични признака. Скажем, интерьер украинского дома непременно разукрашивался украинскими полотенцами, дорожками, коврами и коцами и настенной росписью. Причем вышивка полотенец, которыми украшали иконы, картины, окна и дверь, была разной, поскольку имела разную оберегову символику. Наибольшая опасность, как считали, шла от двери, итак, логически, что именно вход к жилью особенно тщательно разукрашивали магическими знаками. Они содержались и в соответствующей вышивке полотенец, которыми украшала дверь, и в крестиках, приведенных мелом вокруг двери и окон, и в развешенных свыше дверью домашними амулетами (подкова, чеснок, разное зелье).Особой чудодейственной силой, согласно мировоззренческим представлениям украинцев, наделялся мак, прежде всего видюк - полевой мак - главный оберег от злодейства ведьм, упырей и бисовськой плохие. Он, как, кстати, и любой элемент обрамления, объединял в себе две качеств: как оберег и как украшение. Ведь мак считался символом красоты. В украинских песнях макив цвет приравнивается к быстротечной человеческой жизни и к главе рода - матери. Сравнение мака с матерью есть особенно символическим, так как органически вписывается в прадавний культ женщины-матери - охранницы домашнего костра. Этот архаический культ довольно крепко сохранялся среди украинцев и в XVII- XVIII ст., оказываясь, в частности, в том, что именно женщина разукрашивала свое жилье, тогда как среди некоторых других народов (например, россиян) этим занимались специальные мастера-мужчины, по крайней мере относительно внешних стинбудинку.

Украинская женщина вносила у прикрашивание дома сугубо женское начало. Оно оказывалось и в технике обрамления (его этническим признаком был роспись или мазанье), и в орнаментации, и в символике орнамента - вышивки или росписи

Интер'ерний роспись украинского дома превалировала в той ее части, где женщина проводила основное свое время - возле печи. Печь в украинском дому была центром и функционального, и оберегового, и эстетичного выражения. Именно ее наиболее тщательно разукрашивали - расписывали цветами или птичками, которое давало представление о вкусе хозяйки, ее эстетичные вкусы и символические знаки: если, скажем, печь была уквитчаною - так называемая рисованная печь, - это был знак того, что в доме есть девушка «на поре». О наличии в дому парня или девки на издании проговаривали и другие знаки: красные цветы или птички на калитке, воротах или надвикнами.

Большого значения в обрамлении дома предоставлялось росписи стен, которые, как правило, белились, а нередко и расписывались, чаще всего растительным орнаментом, реже фигурками птиц, животные, геометрическими фигурами, а то и бытовыми сюжетами. Использовали мотивы давних религиозных или сугубо народных календарных обрядов, причем воссоздавали их красками далеко не натуральных цветов. Последнее свидетельствовало о том, что рисование воспринимали не только как элемент обрамления, а и как сакральный акт

Подобное значение имело и обрамление внешней части стен. Они, в отличие от стен во многих других народов (скажем, белорусов, россиян), которые удавались большей частью к резьбе, вибилювалися. Именно через это образ «белого дома» приобрел этнический признак, который бросался в глаза даже чужеземцам, которые странствовали Украиной. Украинцы, писал, например, И. Коль, живут в чисто удержанных домах, которые тебе улыбаются. Они не удовлетворяются тем, что каждую неделю их моют, как это делают голландцы, но еще каждые две недели их вибилюють. Поэтому их дома имеют белый цвет, будто свижопобилене полотно. «И стоял белый дом под горой, край долины, в вишневом садочку и в калине».

А впрочем, украинский дом не ограничивался побелкой, она еще и расписывалась. Простейшим видом рисования, распространенным в XVIII ст. на Полтавщине, Киевщине, Подолье и частично на Закарпатье, было крашение стен: фасадные стены, которые, как правило, выходили на юг или восток, красились в светлые и холодные тоны - белый, голубой, синий или светло-зеленый, задние сохраняли естественный цвет глины: завалинка привставала красной краской, как и дверь и оконные прорезы, символизируя очищение огнем «всяк входящого». Собственно, рисование - растительные и геометрические орнаменты и фигурки птиц и животные, которые бытовали почти везде в Украине (за исключением северных районов Полесья и некоторых районов Харьковщины), размещались в разных частях фасадной стены, а особенно под крышей, между окнами и вокруг окон и двери





Вернуться назад