Владимир Вернадский


Абсолютную независимость своей позиции как ученого и гражданина В.И.Вернадский подтвердил весной 1919 года. выступив категорически против требования Директории УНР перевести все документы Украинской академии наук исключительно на украинский язык. Президент УАН заявил: «Такое распоряжение неприличное за своей мелочностью. Надо восстановить старый пункт - печатать украинским и тем языком, которым пожелает автор. В хаосе жестокого 1919 г. обстоятельства (оккупация Восточной Украины деникинцами - И.С. ) заставили Вернадского переехать в Крым, где он несколько месяцев был ректором Симферопольского университета, а в 1921 г. - к Москве, отвергнув предложение вести научную работу в Англии

И в 1921 году, находясь уже в Москве, Владимир Иванович не забывает об Украине. Его любознательная мысль постоянно возвращает на нашу с вами Родину. Вот письмо к М.П.Василенко от 20.IV.1921: «Вы знаете, которая мне дорогая Украина, и как глубоко украинское возрождение проникает все мое национальное и личное мировоззрение, и я считаю, что на мою судьбу выпало большое счастье взять в нем участие... И хотя в моем мировоззрении произошли под влиянием событий глубокие сдвиги - мое отношение к украинской культуре и ее будущему осталось неизменным». Но еще цикавишим есть развитие этой мысли: «Но я считаю, что логически доказанные до конца положения всегда неверные при столкновенье с жизнью, и в них непременно должен быть иррациональный элемент. Таким есть - при моем теоретическом интернационализме и аристократизме духовной работы - мое отношение к украинской, русской, славянской культуры. Русская культура должна быть российско-украинской».

Ярким примером того «иррационального элемента», о котором писал академик, может служить деятельность одного из чтимых членов Академии тех лет. Его позицию Вернадский оценивает так: «Сейчас он украинский шовинист, а был во время русификации инспектором народных училищ на Украине». Воистину: «поставили во главе «членов правительства», а вышла чиновничья работа» (также формула Владимира Ивановича...).

2. Гражданин мира. И все же таки, вопреки всей любви гениального ученого к Украине (и к России, где прошло почти все его сознательная жизнь!) - национальной рамки были для него все более вужчими. Будущее Земли, жизнь на ней, пути гуманизации человеческого общества - вот что волновало большого мыслителя. С каждым годом и десятилетием все яснее приоткрывается нам неисчерпаемое богатство учения Вернадского о ноосфере (кстати, пiдставою для нашей национальной гордости может быть и то, что основные положения этого учения окончательно открылись мыслителю, за его признанием, в Шишаках, на Полтавщине, в 1917 году, и тогда же были им письменно сформулированные).

Ноосферу Владимир Иванович коротко определял как «синтез естественного и исторического процессов», как сферу преобразующего и сознательного действия человеческого ума (который, как он многократно подчеркивал, стал уже «фактором геологическим»), ума, который не подчиняет и не подчиняет природу, а действует в гармонии с ней, как и годится высшей, творческой форме жизни. Вернадский, который верил в геологическую вечность жизни, в его «всюднисть» и непрерывность во времени, был непоколебимым оптимистом (вот какого качества часто нам бракует!). Он писал: «Я смотрю на все с точки зрения ноосферы и думаю, что в буре и грозе, в ужасе и страданиях стихийно родится новое прекрасное будущее человечества». Так как «ничто не случайно, и нет важного и неважного в сложном проявлении сознания» (написано в 1929 году).

Но ученый, конечно ж, чудесно понимал, что сам по себе ум человечества, самое по себе его сознание без гуманной компоненты не обеспечат «перехода биосферы в ноосферу» (формула Вернадского), иначе говоря, не обеспечат перехода глобального процесса жизни на земле в качественно высшую фазу. Нужны социальные усилия - и этого Владимир Иванович никогда не возражал.За своими взглядами он всю жизнь был либеральным демократом, который наивыше ставил свободу творческой личности и универсальные ценности гражданского общества (используя современную терминологию). Отстаивая свои идеалы, гениальный мыслитель был абсолютно бесстрашным. Он видел невыразимые ужасы гражданской войны, и своеволие новоявленных творцив «Нового Мира» оценил с надлежащей жесткостью (как и В.Г.Короленко, кстати, его далекий родственник). В статье под выразительным названием «Довольно крови и страданий» (9 сентября 1919 года) Вернадский гневно писал: «Ужасом веет от недавно пережитого прошлого. Люди, которые путем восстания захватили власть, проводили новый порядок, идеальный порядок, как они говорили, произведенный лучшими мудрецами человечества. Мы прошли крестный путь этого порядка. Основываясь на неровности людей, он восстановил нам наихуже прошлое. В ХХ столетии мы пережили и состояние неполноправных граждан старых времен, и ужасы воскрешенной инквизиции». К этим словам прибавить незачем. Только вот кровь стигне в жилах: как бы будущий большой ученый нового столетия не повторил бы в точности характеристику, данную Владимиром Ивановичем, только прибавив к порядковому номеру века римскую единицу...

В возможности свободной личности большой мыслитель верил до конца. В 1924 году, несмотря на безоговорочное господство большевиков, Вернадский в записке, официально направленной (!) к АН СССР, писал: «Примат личности и ее свободного решения, которое ни с чем не считается, воображается мне необходимым в условиях жизни, где ценность отдельного человеческого лица не осознается достаточной мерой. Я вижу в этом подъеме отдельного лица и в построении деятельности только согласно ее сознанию основное условие возрождения нашей Родины». Это - слова безупречного гуманиста, наймудришой человека, который верил, что «ум есть сила жизни», и что хотя «неразрывная и кровная связь всего человечества с другим живым миром забывается, а человек старается рассматривать себя отдельно от живого мира бытия цивилизованного человечества - но все такие попытки являются искусственными и неизбежно рассыпаются, если мы подходим к изучению человека в общей связи ее со всей природой». Это же, возможно, услышим в конце концов Вернадского и начнем жить по законам ума и гуманного сознания?





Вернуться назад