Владимир Вернадский


Ныне много кто из нас исповедует прагматически-конкретный подход к жизни. Его можно выразить лишь в двух словах: «здесь и сейчас!». Но горе тома обществу, где перестают «быть в цене» люди, которые постигают наиболее общие, фундаментальные, вечные законы мироздания, законы «живого вещества» и человека. Ведь именно такие подвижники и определяют взнос каждого народа, каждой страны (и Украина - не исключение) в мировую цивилизацию, в совокупное сознание человечества. Кстати, герой нашего рассказа, гениальный геохимик, биолог, большой философ и гражданин, академик Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945), в ответ по просьбе даты наикороче и найточнише определение цивилизации, написал в 1934 году лишь три слова: «Цивилизация есть сознание». Умное сознание, прибавили бы мы. Возможно, цивилизация, которая понимается именно таким образом, и нужна всему человечеству и нашей Родине в эпоху глобального насилия, экологического безумия, потери основных духовных ориентиров и поваги к человеку...

Украинский народ по правую гордится славой героев своей истории - подвигами казачества, большими поступками государственных мужив и творцов культуры. Но как-то очень редко называют в этой «незабываемой шеренге» имя Вернадского. Ведь этот величайший натуралист ХХ столетие был потомком знаменитого рода запорожских козаков, всегда считал Украину родной для себя землей, в его переписке можно встретить множество высказываний на манер: «Я так сильно ощущаю свою связь и с Украиной, и с Киевом» (письмо к академику Н.П.Василенко, сентябрь 1921 года). Черты гражданина Украины и России и мыслителя мирового, даже космического масштаба объединялись в натуре Вернадского цилкоморганично.

1. Гражданин Украины. Ощущение теснейшей причастности к украинскому народу зародилось у Вернадского очень рано. Вот запись тогда еще 15-летнего гимназиста, который он занес к своему дневнику: «В России совсем запрещено печатать книги моим родным языком. На каникулах я со всем упорством возьмусь за нее. В Киеве, если в каком-то дому увидят портрет Шевченко, то его отбирают» (апрель 1878 г.).

О том, что прошлое Украины глубоко вошло в духовный мир молодого ученого, красноречиво свидетельствует такая цитата из письма Владимира Ивановича к будущей дружине, Наталии Егоровны Старицькой (21 июня 1886 года): «Всегда, когда начинаю какое-то дело, у меня в голове проносится запорожская поговорка: «или сбуду, или дома не буду», с которой они бросались на какое-то трудное дело. И я представлял себе, среди которых невероятных условий добивались люди своей цели, и мне становилось стыдно, далеко, далеко отгонял я от себя всяческие сомнения и снова бросался на работу. И каждая неудача только делала авансы, подстрекала меня, еще большую вызвала в мне энергию».

Всем известная и самоотверженная работа и те беспрерывные усилия, которые Владимир Иванович прибавил в деле создания первой Украинской академии наук (1918 г.). То, что именно Вернадский, ученый и гражданин всемирного масштаба, стал первым президентом («главой») Академии - законный предмет нашей национальной гордости. Интереснейшим источником для прояснения взглядов Вернадского на украинскую общественную жизнь, науку и культуру того времени служит его переписка с выдающимся украинским ученым-юристом, академиком Николаем Прокоповичем Василенко, в то время - министром народного образования в правительстве П.Скоропадского. Письмо от 17.IV.1918 г.: «Возрождение украинского языка и интереса и ощущение своей национальной личности я горячо переживаю и этим отличаюсь от здешних кадет (письмо отправлено к Киеву из Полтавы, - И.С. ). Следует сказать, что в Полтаве среди украинцев почти нет ярких людей и настоящей национальной крепкой среды нет. Можно ли при этих условиях создать что-то крепкое? Особенно если они будут действовать кулаком и палкой!». И дальше - вопрос, который волновал ученого более всего: «Неужели большевики продержатся к осени? Тогда гибель России и непоправимый удар культуре».

Еще один письмо к М.П.Василенко, также 1918-апрель го: «Я должен сказать, что сейчас совсем пораженный той картиной, которая приоткрывается в «самоуправлении» нашего народа - это сводится к грабежу, бесхозяйственности, бесстыдному здирництва, развитию чиновничества, взяточничества и непотизма (кумовства. - И.С. )».

Первые ростки нового радуют ученого. Но: «Вообще можно сказать, что Украинский Совет только и годится, что для декларации... Никто здесь не верит ни в «социализацию», ни в Совет, и в сущности, все держится немецким войском, которое все прибывает. Вероятно, самостоятельная Украина скоро превратится на оккупированную Украину». Да и национальное возрождение следует, по мнению Вернадского, строить иначе: «Очень разновески здесь украинизация, которая проводится в духе Каткова-Победоносцева, замененных соответствующими украинскими деятелями» (27.IV.1918 г.).В 1918-маи го, когда вопрос о том, которой будет создаваемая Украинская академия наук, уже конкретно явилось в повестке дня, Вернадский готовится к отъезду к Киеву. 18.V.1918 г. он пишет: «Очевидно, сразу создать Академию не по силам государственному организму, который составляется, на первом месте, прежде всего, надо создать доброе устроенное отделение украинского языка, литературы и истории... и те отделы институтов, которые связаны с практически важными для государства интересами - с изучением продуктивных сил страны и экономико-статистического ее обследование. Как я уже Вам говорил по вопросу о высшей школе, я думаю, чрезвычайно необходимо обратить внимание на мероприятие Украины. Будет ли в Льве украинский университет? Очевидно, не скоро... На мероприятие Украины надо перенести какой-либо из высших учебных заведений или создать новый. И это возможно»... Очень интересное, но к сожалению, не развернутое Вернадским детальнише замечание относительно важливостi «судьбы Венгерской Движении, Буковины и Галиции», каким ученый придавал огромное значение «с точки зрения украинской славянской политики».





Вернуться назад