ФАШИЗМ И УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ ( 30-те гг.)


Логически стояло вопрос: “какое место в этом государстве займет орґанизований национализм? Не превратится ли он - отменив все партии - самый в партию, которая “захватит все должности”?... Нет, не превратится!”, - отвечал Сциборський. - “Вырастая из глубин народа, покрывая своим ґенерализуючим содержанием целая его жизнь - национализм станет вартивничим и строителем наций, ее ведущим аванґардом” [30].

Целиком очевидно, что нациократичний устройство, задуманное Сциборським как альтернатива фашистской диктатуре, в случае его осуществления стал бы лишь модернизованным вариантом последней. Опыт коммунистического тоталитаризма свидетельствует, что даже при существовании формально “свободных” выборов и широкого (на бумаге) местного самоуправления, отсутствие действительного идейно-политического плюрализма и багатопартийности ведет к ничем не ограниченной диктатуры. Организованный национализм в этих условиях неизбежно превратился бы из “ведущего аванґарду” в типичную государственную партию фашистского, нацистского или большевистского образца

Концепция Сциборського была положена в основу Политической программы, которую принял II Большой Сбор ОУН (август 1939 г. ). В ней говорилось, что “устройство Украинского Государства будет строиться на началах нациократий”, которую понимали как “власть наций в государстве, которое опирается на сорганизованном и солидарном сотрудничестве всех социяльних слоев, объединенных - соответственно их общественным функциям - в представительных органах государственного кермування”. Общественная жизнь должна было строиться на иерархических началах, с Вождем Наций во главе общественной иерархии. Принцип надпартийности из документов 1929 г. заменено принципом протипартийности: “существование политических партий будет запрещено законом. Единой формой политической организации населения Государства будет ОУН - как основание государственного порядка и фактор национального воспитания и организации общественной жизни” [31].

Как справедливо отмечали исследователи, “предлагаемое устройство явным образом навязывал к фашистским образцам” [32]. “Поворот по правую сторону” части украинского национального движения объясняется целым рядом причин: разочарованием в демократических традициях старшего поколения, которое проиграло войну за независимость; неудовольствием западными демократиями, которые санкционировали низменность Украины между оккупантами; эволюцией Польского государства от парламентарной демократии к “санационной” диктатуре; ростом тоталитаризма в Европи; антиукраинским террором в СССР. Последнее, наверное, важнейшее. Возникновение тоталитарного течения в украинском национализме стало попыткой ответа на исторический вызов большевистского тоталитаризма, который угрожал самому существованию украинской наций.Следует заметить, что, захватываясь итальянским фашизмом и стараясь его подражать, деятеле ОУН вместе с тем довольно критически относились к немецкому национал-социализму. В частности, Е.Онацький, сравнивая эти две идеологии, осудил расовую теорию нацизма: “Национал-социялизм... отождествляет нации с расой и кладет у ее основания лишь один елемент - кровь... Для национал-социялизму является аксиомой, которая именно немецкая раса есть высочайшей, и что даже латинские народы, не говоря уже о славянских, е народами сравнивая нищой расы, хотя как арийцы они есть неизмеримо высшие от других не-арийских народов, не говоря уже об африканских негрив”. Онацький предостерегал, что с немцами следует трактовать с осторожностью, “чтобы не упасть, случайно, жертвой народа, который усматривает свою миссию в панованни над другими, менее стоимостными из расовой точки взгляда народами” [33]. (К сожалению, эти предостережения быстро забыли лидеры ОУН). В другой статье Онацький писал: “Мы знаем (хотя бы на собственной скири во время Украинского Государства, 1918 г.), как мало считалась с ощущениями других цесарская Германия. Расистские теории национал-социялизму удостоверяют довольно выразительно о том, как мало считается с ощущениями других и Германия Гитлера, что выразительно трактует все народы, как “низшие расы”, а немецкий нарид называет “воплощением высочайшей людяности на земле”... А как смотрит национал-социялизм на порабощенные народы, а в частности на порабощенные Москвой народы, не от вещи будет нам, украинцам, познать из таких слов Гитлера: “Для меня, националиста, который оценивает стоимость человечества на основании расизма, признание меньшей вартости из точки взгляда расы тех “придавленных наций” уже хватает для того, чтобы не связывать их судьбы с судьбой моего народа” [34].

Вопреки критическому отношению к нацизму, ОУН пошла на сотрудничество с гитлеровцами. Это сотрудничество, особенно тесная с 1937 г., объяснялась не столько идеологическими, сколько сугубо прагматическими соображениями. Украинские националисты считали гитлеровскую Германию естественным союзником в борьбе со СССР и Польшей, и верили, что фюрер нацистов, действуя в собственных интересах, поможет создать самостоятельную Украину. Это был “брак из расчета”, однако он не остался бесплодным в идеологическом плане. Союз с нацистами оказывал содействие проникновению в идеологию ОУН элементов расизма и антисемитизма. Опубликованный К.Бондаренко документ свидетельствует, что деятели ОУН С.Бандеры обнаруживали большой интерес к нацистскому опыту политики относительно евреев и рассматривали возможность ее применения в Украине [35]. Оунивци восприняли и концепцию моноэтнического государства, которое логически вело к етничнихчисток.

Проблема идейных источников украинского интегрального национализма наиподробнее разработал О.Мотыль. Он сделал сравнительный анализ идеологий ОУН, французского интегрального национализма, итальянского фашизма и украинского консерватизма. Такое сравнение целиком оправдано, поскольку все четыре идеологии почти одновременно достигли широкого влияния; поскольку украинские националисты были знакомы с другими тремя идеологиями, временами захватываясь ими; и поскольку ключевые элементы украинского национализма - органическая нации, всемогущее корпоративное государство, ведущее роль крестьянства - сперва появились в других идеологиях. В определенном смысле украинский интегральный национализм можно рассматривать как синтез упомянутых идеологий [36].





Вернуться назад