ФАШИЗМ И УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ ( 30-те гг.)

Главная - Украиноведение - ФАШИЗМ И УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ ( 30-те гг.)

Однако, постепенно национализм стал ассоциироваться лишь с его крайней, найвойовничишою формой, которая наиполнее была воплощена в идеологии ОУН. Во избежание терминологической путаницы, на определение этой формы национализма я буду употреблять термин“интегральный национализм”, заимствованный украинскими исследователями из американской литературы

Как видим, сколько исследователей, столько и разных определений предмету исследования. Поэтому не следует блуждать в трущобе дефиниций, сравнивая интегральный национализм и фашизм.Целесообразнее поискать ответы на несколько конкретных вопросов, а именно: повлиял ли фашизм на формирование нового, интегрального украинского национализма? Самые ли украинские националисты признавали себя фашистами? Что общего было в идеологии и практике фашизма и интегрального (действующего, революционного, организованного) национализма? Существовали ли между ними засадничи отличия?

Ответ на первый вопрос, очевидно, положительная. С момента своей победы в Италии фашизм вызвал огромный интерес во многих украинских политиков, был для них идейным источником и образцом для наследования

Первым популяризатором фашизма в украинском обществе стал Дмитрий Донцов. Ненавидя русский большевизм и вместе с тем захватываясь его силой, Донцов стремился противопоставить ему движение настолько же энергичное, бескомпромиссный и авторитарный, но националистический за духом и целью. Модель такого движения Донцов увидел в фашизме, который только что пришел к власти в Италии. В январе 1923 года он опубликовал в “Литературно-Научному Вистнику” статью, в которой сравнивал фашизм с большевизмом и анализировал причины их успеха

Донцов выделил четыре общих приметы этих движений: оба были антидемократическими и вместе с тем народными, оба были движениями “инициятивних меньшинств” и характеризовались бескомпромиссностью. Именно недостаток этих примет у украинских демократов и монархистов обусловил, по мнению автора, поражение их попыток создать государство

А в следующей книжке редактированного Донцовим “Литературно-научного вистника” появилась апологетическая статья о фашизме Млади Липовецькой (Раисы Норляндер). В ней автор писала: “Мы, Украинце, можем лишь витать фашистивську победу... Мы должны витать победу фашистов, так как с ними победила наша идея, которую находим в их концепции родного края, как высочайшей цинности”

Началом оформления украинского интегрального национализма как отдельного идейно-политического течения стало учреждение еженедельника “Зарево” (редактор - Д.Донцов), первый номер которого вышел 1 апреля 1923 г. “Загрависти” недвусмысленно противопоставлялись демократическому течению национального движения, требовали “реформы национализма”, а свое кредо определяли так: “Сие “Верую” знает один абсолют - нации, один категоричный императив - ее волю к жизни”

Группу “Зарева” в тогдашней печати сразу стали называть “фашистивською”. В ответ еженедельник уместил передовую статью под названием “Или мы фашисты?”. “Не считаем фашизма за что-то злого. Наоборот!”, - заявлял неподписанный автор (возможно, Д.Донцов). Тем не менее механическое перенесение фашизма на украинский грунт он считал невозможным из следующих соображений: “В одной из своих речей сказал проводник итальянского фашизма: “Фашизм это дело сугубо итальянское. Всякое наследование в чужой стране есть через то невозможное и булоб лишь малпованням. Фашистивський мировой союз - это бессмыслица” Подписываемся обеими руками под этим объяснением. И потому собственно, что мы стоим, подобно как и фашизм, не на интернациональной, а на национальной плятформи, - мы не можем быть фашистами”. Однако, на следующих страницах, излагая основные основы “загравистив” - приоритет национального освобождения перед социальным, враждебность к интернационализму, национализм как практика ежедневной жизни, автор рефреном повторяет: “Когда это есть програмом фашизма, о мне, - мы являются фашистами!”

В 1924 г. вокруг “Зарева” сформировалась первая националистическая партия - Украинская партия национальной работы (УПНР, для втаемничених - Партия национальной революции). Сперва она тоже обнаруживала профашистские симпатии, однако в скором времени в ней победила концепция объединения с национально-демократическими силами, которая в конце концов воплотилась в учреждении Украинского национально-демократического объединения (УНДО).

В отличие от бильшости своих коллег из компании “Зарева”, Донцов продолжал разрабатывать идеологию национализма тоталитарного типа. Связь этой идеологии с фашизмом не раз отрицался, особенно публицистами из лагеря ОУН С.Бандеры, однако факты свидетельствуют о другом. Произведения Донцова 30-х пестреют цитатами с Муссолини и Гитлера, он не раз высказывал свое увлечение обеими диктаторами Донцов перевел “Доктрину фашизма” Муссолини, часть “Имуществ Кампф” Гитлера, выдал в “Книгозбирни Вистника” брошюры Михаила Островерхи “Муссолини: человек и чин” и Ростислава Ендика “Адольф Гитлер”. Он с энтузиазмом поздравлял победу национал-социализма в Германии, усматривая в нем силу, способную уничтожить большевизм его же методами. В начале 1933 г. Донцов писал: “Для нас важнейшее в гитлеризми - это заповедь решительной борьбы с марксизмом. Важно, что в конце концов обнаружился в Европи режим, который ришив поступать с большевиками - по большевицьки. Это в высокой степени отрадная явление, которое не останется без отголоска в целом мире, где лишь проникла совитська ґанґрена”.Донцов видел в фашизме и нацизме проявления нового духа, который оздоровит Европу: “Этот дух проснулся в Италии, он проснулся в Германии, просыпается в Франции, просыпается на Приднепровье. Движение, которое зачався в Италии, а теперь идет в Германии, оздоровит затроену Людвиками, Айнштайнами, Нивяник Ролянами, Марґеритами, Барбюсами и Ґорькими духовую атмосферу Европи, создаст новую общественную мысль, новую скалю общественных и личных стоимостей, которая не толеруватиме возле себя ґанґрени марксизма” [20].