ФАШИЗМ И УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ ( 30-те гг.)


А проблема заключается в следующему: какое место занимает т.н. украинский интегральный национализм в типологии авторитарных националистических движений мижвоенной Европи? Конкретнее: или считать его разновидностью фашизма, или типологично отличным политическим течением?Наиболее распространенный подход к проблеме заключается в том, что берется одна из существующих дефиниций фашизма и прикладывается к существенным, по мнению исследователя, признаков украинского интегрального национализма, отсюда делается вывод об их тождественности или отличии. Однако дефиниции - вещь весьма произвольная, и дискуссии кругом того, что считать, а что не считать фашизмом, длятся десятилетиями

Например, К.Бондаренко из многочисленных определений фашизма избирает следующее: “Под фашизмом должны понимать... [а чему, собственно, “должны”? - О.З.] четко определенное философсько-политичну ультраконсервативное течение, которое характеризуется авторитаризмом, тоталитаризмом и культом Государства корпоративного типа” По мнению автора, идеология ОУН подпадает под это определение, вместе с тем под него не подпадает немецкий нацизм, поэтому г. Бондаренко “становится смешно”, когда он слышит об “победе над немецким фашизмом”.

Однако, проблема значительно более сложная, ведь “подобные ляпсусы” случаются не только в совецький и постсовецький литературе. Несмотря на возражение отдельных исследователей против чрезмерно широкого толкования фашизма, господствующим в западной историографии и политологии остается подход, согласно которому нацизм принадлежит рассматривать как разновидность фашизма. Подобный взгляд находим и в таком авторитетном издании, как “Британская энциклопедия”

В конце концов, и сам Бенито Муссолини в 1933 г. поздравлял триумф Гитлера как победу “немецкого фашизма” (правда, самые нацисты не склонны были признавать себя последователями хотя союзных, и все же расово низших итальянцев).

Для того, чтобы отличить фашизм вообще от его итальянского прототипа, в западной литературе нередко употребляется термин“generic fascism” (фашизм как родовое понятие). Некоторые англоязычные авторы идут еще более простым путем: пишут “Fascism” (из прописной буквы), когда речь идет об итальянском фашизме, и “fascism” (с малой), когда имеют на внимании общее понятие

Согласно широчайшему трактованию, фашизм рядом с коммунизмом есть одним из двух основных разновидностей тоталитаризма. В отличие от коммунизма, который стремится осуществлять тотальный контроль над обществом у имени интересов интернационального пролетариата, фашизм делает то самое у имени интересов наций. Под такое определение подпадают и собственно фашизм, и немецкий национал-социализм, и некоторые течения украинского национализма

В найвужчому понимании к фашизму относят лишь те общественные движения, которые самые называли себя фашистскими, или даже только итальянский фашизм

Тем не менее, большинство исследователей старается избегать крайнощив как весьма широкого, так и весьма узкого толкования. В частности, в последние годы широкое признание получила концепция С.Пейна, который предлагает “типологическое описание фашизма”, отмежевывая последний от других двух “лиц” авторитарного национализма - радикальной десницы и консервативной десницы. Согласно его типологии, к фашистам, кроме итальянской ПНФ, отнесено, в частности, немецкую NSDAP, испанскую Фаланґу, польские Фаланґу и Лагерь национального единения (ОЗН), румынскую “Железную Ґвардию”, хорватских усташив, к радикальной деснице - австрийский Гаймвер, Аксьон Франсез, польских национал-радикалов, к консервативной деснице - Горти, Ульманиса, Сметону, Пилсудського, Салазара, других европейських диктаторов и организации, которые служили их опорой

Можно спорить относительно правомирности зачисление, например, польского “Озона” к фашистам или Пилсудського к правым консерваторам, тем не менее, сам подход выдается довольно плодотворным, во всяком случае он разрешает избегнуть сваливания в одну груду извне подобных, но разных по смыслу авторитарных движений и режимов

Таким образом, существуют разные определения фашизма, и нет никаких оснований считать одно из них “правильнишим” за другие. Можно спорить лишь о большей или меньшую целесообразность, эвристическую стоимость и удобство той или другой дефиниции в пределах задач, которые ставит перед собой исследователь. Итак, ответ на вопрос, существовал ли украинский фашизм, зависит от того, что мы договоримся называть фашизмом

Похожая ситуация и с понятием “национализм”. В мижвоенний Западной Украине националистами называли себя члены разных политических организаций, в частности национально-демократических (Украинское национально-демократическое объединение), полонофильських (Волынское украинское объединение) и даже радянофильських (Украинская партия работы, Западноукраинская национально-революционная организация).





Вернуться назад