ФОЛЬКЛОРНЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ НАРОДНОГО ГЕРОЯ АЛЕКСЕЯ ДОВБУША

Главная - Украиноведение - ФОЛЬКЛОРНЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ НАРОДНОГО ГЕРОЯ АЛЕКСЕЯ ДОВБУША

Вступление

В этом году исполняется триста лет со дня рождения знаменитого предводителя повстанцев, народного героя Карпат и Прикарпатья, борца за социальное и национальное освобождения трудящихся Алексея Довбуша

В истории Украины его имени стоит рядом с такими известными мстителями, как Северин Наливайко, Максим Железняк, Устим Кармалюк, Лукьян Кобылица и др. О нем составленные песни, легенды, пересказы, спевки-хроники, пословица и поговорки, написанные романы, повести, рассказ, стихе, поэмы, пьесы, опера, сценарий кинофильма, балет и т.п.. Особенно много произведений появилось в последнее время в связи со стремлением знать историю нашей Отчизны, ее лучших сынов и дочерей. Усилился интерес к изучению антикрепостнического движения в Украине, в том числе в Галиции, Буковине, Бойкивщини, чтобы выяснить опришкивський движение, его известнейших представителей, роль лица и народа в истории. И все-таки особый акцент относится на фигуре Алексея Довбуша, его политическом лице борца за социальное и национальное освобождения, на показе его места в классовой борьбе. Постоянное обращение народа к образу знаменитого предводителя повстанцев объясняется многими причинами

Алексей Довбуш, будучи непересекающейся фигурой, тесно объединял свою социальную борьбу с широким крестьянским антифеодальным движением на западноукраинских землях в И половине XVIII столетие. Он со своим отрядом повстанцев вдоль семи лет служил причиной постоянную опасности и страх для эксплуататоров. В его отряде принимали участие крестьяне-гуцулы, выходце из Галиции, Подолье, Закарпатье, Поднепровской Украины. Он находил поддержку и сочувствие не только на западноукраинских землях, но и в Молдавии, Венгрии, Словакии

Сила Довбуша была в том, что он, выходец из народа, выражал его мысли, надежды, ожидание. Он мстил за несправедливости, причиненные бедным людям, не только польским магнатам, шляхте, ксендзам, но и украинским богатеям, попам, ростовщикам-евреям, купцам-армянам. Его жизнь и опасная борьба были мужественные и героические, а поиски справедливости, доброты оставили глубокий след в сознании трудящихся масс, были образцом, источником энергии для будущих поколений, вселяли оптимизм. Наш народ свято бережет память о своем герое, увиковичивши его в фольклоре, литературе, искусстве, а также в многочисленных пам'яткахприроди.

Итак, образ знаменитого предводителя повстанцев был и остается в сердцах украинского народа как символ невмирущости, несокрушимости, стойкости в борьбе за социальную и национальную независимость

Через то эта колоритная фигура, яркая индивидуальность предрасполагала и предрасполагает к себе внимание разных мастеров художественного слова: Алексей Довбуш понятный и близкий людям Украины, целиком современный и созвучный нашим пор.

Естественно, що назревшая настоятельная потребность в специальному историко-фольклорному та историко-литературному научному исследовании, посвященному всестороннему изучению художественного доробку о герое, так широко воспетом народом, адже фундаментального исследование, в которому было бы научно проанализированы все жанры, ни с фольклора, ни с литературы нет. Все это требует подробного научно-критического постижения природы и путей развития фольклорной и литературной Довбушиани. Отсюда - актуальность данного реферата

Основной объект исследования - фольклорный и литературный массив о знаменитого предводителя повстанцев, созданный за все времена его бытование

Цель работы заключается в выяснении закономерностей развития и специфики фольклорной и литературной Довбушиани от второй половины XVIII ст. к 90-начала х лет XX ст. сквозь призму коренной для нас проблемы исторической и художественной правды

Достижение цели предусматривает реализацию ряда исследовательских задач:

а) проведение кропотливой библиографической работы относительно выявления разных жанров фольклорной и литературной Довбушиани, их, если они есть, авторов и критических откликов о них в периодике прошлого и последнего столетия;

б) знакомство с украинскими фольклорными и литературными произведениями ряда зарубежных устроителей и авторов (И.Рябошапки - Румыния, Р.Ендика - Германия, 3.П'ясецького - Польша, В.Волкова - США) и обработка ряда книг и статей теоретического характера, которые вышли из-под пэра М.Бельского, А.Прохаски, И.Яблонського, К.Вуйцицького, Ю.Дзежковського, Ф.Карпинського, И.Беньковського, Е.Косачевськой, Е.Добина, И.Мотяшова и др.;