ОПИСАНИЕ ОБРЯДА ПАСХИ

Главная - Украиноведение - ОПИСАНИЕ ОБРЯДА ПАСХИ

ВСТУПЛЕНИЕ

К числу институтов, рожденных религиозными представлениями и аграрным укладом быта, принадлежали календарные праздники и обряды, которые в прошлому регламентировали все сферы жизни украинского крестьянства - производственную, общественную, семейную. В годовом коловороте земледелец наблюдал определенную закономерность, осознание которой вело его к выделению периодов годового цикла, которые повторялись. Производственные календарные циклы образовывались из последовательных дат работы в поле и дома и сопровождались религиозными праздниками и обрядами, магическими действиями, суеверными приметами, поверьями, обычаями, много из которых происходили от первоначальной веры в зависимость человека от сверхъестественных сил. Календарные обычаи и обряды украинцев, как и россиян и белорусов, формально согласовывали с годовым литургичним циклом православной церкви, главными вехами которого были так называемые дванадесяти праздника и посты. Тем не менее действительной основой «бытовых святцив» был трудовой сельскохозяйственный календарь, который определял жизнь земледельца. Заметное расхождение малая клерикальная и народная трактовка тех самых святковихдат.

Общественный характер традиционной обрядности четко оказывался в связи с началом разных сельскохозяйственных работ. Жители одного села нередко совместно заказывали крестный ход и молебен в поле к началу пахоты, сева, на первый выгон скота, перед началом жатвы. Поводом для церковных видправ, которые организовывались гуртом, служили также церемонии освящения общественных зданий, разные стихийные бедствия. Общие трапезы (братчини, меди) члены сельской (церковной) общины организовывали по случаю храмовых праздников, которые устраивались в честь святого, именем которого был назван местный храм

В аграрном календаре украинцев не было резкого размежевания между сезонами. Каждый из них плавно переходил в следующий, образовывая бесконечный ряд кругооберту природы, дежурство периодов работы и отдыха. Найсприятливишим для крестьянского досуга повсюду в Европе считался осенне-зимний период, особенно насыщенный разнообразными обычаями и обрядами

Киевщина лежит на богатых землях и наpод ее испокон века вкладывал все свое дарование в сельское господаpство. Вся жизнь была пидкоpене pитму пpаци на земле, а праздника отмечались на границе от одного вида сильськогосподаpських pобит к следующему. Еще в дохpистиянськи времена пеpед началом каждой pоботи пpоводилися уpочистости, заклинание, которые имели спpияти удачному выполнению pобит. Позднее, с пpийняттям хpистиянства, эти "сезонные" праздника пеpеплелися с хpистиянськими и в этом виде дожили к нашим временам, несмотря на десятки pокив антиpелигийной пpопаганди. Которые же тpадиций существуют на Киевщине?

Весной, когда после холодной и голодной зимы на крестьян ждала наиболее изнурительная pобота зоpати и засеять поле, праздновали Пасха - праздник Воскpесиння Хpиста (Пасха). К в этот день хозяйки пекут пояса, а девушки с помощью фаpб и воска pозмальовують писанки, вкpиваючи обычное куpяче яйцо магическими pизнобаpвними визеpунками.

Писанки и обычные кpашанки (pизними кольоpами пофаpбовани яйца) - является непременным признаком этого праздника. Пасху, словно цветок, виpостае с дохpистиянських виpувань, когда боги помиpали и воскpесали каждой поpи pоку, оттуда же идет обычай печь пояса и фаpбувати яйца

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ “ПАСХА”

Е несколько легенд на тему, чему Пасха называется "Большой День". Одна из них записанная была когда-то на Слобожанщине:"Пасха называется так потому, что в то время, когда Христос родился, сильно светило солнце и стояли такие длинные дни, которые теперешних надо семь сложить, чтобы был один тогдашний. Тогда, было как сойдет солнце в воскресенье утром, то зайдет аж в субботу вечером. А как распяли Христоса - дни поменшали. Теперь только царские ворота в церкви стоят настежь семь дней..."

Величественный, свiтлий день пришел к нам iз Нового Завiту, а именно слово "Пасха" походит вiд названия старозаповiтного праздника, который вiдзначали iудей в память о звiльнення вiд египетского плена. Пасхальный агнец евреев стал прообразом Христоса, поэтому Христос еще iменуеться Агнцем Божьим, Агнцем Пасхальным, Пасхой. За бiблiйним сюжетом, Iсус Христос воскрес рано-вранцi, i это воскресiння сопровождалось большим землетрясением: то ангел небесный вiдвалив камiнь вiд двери Гроба Господнего. На свiтанку жiнки - мироносицi Марiя Магдалина, Марiя, иметь Якова и Соломонiя пришли к гробу с ароматами, чтобы обмастити тiло Iсуса, но увидели вiдвалений камiнь i порожнiй гроб, i тодi взволнованным жiнкам появился ангел i сповiстив о Воскресiння Господнее. На торжественному богослужiннi в этот день величественно звучит:

ХРИСТОС ВОСКРЕС! СМЕРТЬЮ СМЕРТЬ ПРЕОДОЛЕЛ I СУЩИМ ВО ГРОБ ЖИВОТ ДАРИЛ...