Развитие рекламы в Западной Европе и США

Главная - Реклама - Развитие рекламы в Западной Европе и США

Период средневековья в Европе, который начинается из завоевания Рифма варварами в V ст. и длится к эпохе Возрождения в XV - XVI ст. н. е., практически не подтверждает существования рекламной деятельности. Это понятно, потому что в этот период весь уклад экономической жизни основывался на натуральном хозяйстве и не предусматривал активного развития рыночного типа ведения хозяйства. В период раннего средневековья оборот товаров происходил преимущественно в пределах феодальных общин и базировался на личных отношениях владельцев товара. Однако нельзя утверждать категорически об отсутствии протореклами в те времена.

Поскольку за средневековье основами общества были религиозное мировоззрение, христианская идеология, церковь, то на этом этапе развивалась преимущественно религиозная пропаганда и реклама — проповеди, наставления, наставления — с намерением утверждения в массовом сознании высших религиозных ценностей. Демонстрации таких ценностей во время религиозных процессий на канонические праздники и в честь значительного количества местных святых имели черты рекламной аранжировки — иконы в богатом окладе, святые дары, скульптурные изображения Христа и Богоматери.

В Х-ХИ ст. с увеличением количества населения в городах возродился институт глашатаев и гонцов. Да, в "Реестре ремесел и торговли

Парижа" был раздел, специально посвященный парижским глашатаям, : "Каждый парижский глашатай, начиная с первого дня, как только он будет записан, и до того, как он будет выписан, может пойти в любой трактир, чтобы выкрикивать цену на вино...

Если корчмарь, который продает вино в Париже, не имеет глашатая и закроет двери перед глашатаем, то глашатай может выкрикивать королевскую цену, 8 деньє, когда вино дешево, и 12 деньє, когда оно дорого" [21, с. 6].

В глашатаях нуждались королевская власть, духовенство, рыцарство, бюргеры и купеческие гильдии. В XIII ст. был выдан первый сборник "Сто семь возгласов, которые кричат ежедневно в Париже", в 1608 г. — сборник "Крики Лондона". В аналогичном сборнике "Крики Рифма" есть не только таблица, где классифицированы 192 типа разносчиков и посыльных, которые предлагают товары и услуги, а даже поданы их изображения, роли за одеждой и экипированием, даже с выражением лица". В ХІІ-ХІІІ ст. начинается регламентация деятельности зазывал. Да, в том же "Реестре ремесел и торговли Парижа" отмечалось: "Никто не может и не должен призывать и тянуть покупателя, который стоит около другой крышки или в другой скамье; если кто-то так сделает, он оплатит королю 5 су штрафа и 5 су цеха". Английские уставы XIV ст. предупреждали: "Никто не имеет права рекламировать что-нибудь своим криком. Если кто-то так сделает, наместник имеет право привлечь его к суду и оштрафовать. В другой раз у него может быть отобрано все имущество" [21, с. 6].

Такая регламентация рекламной деятельности — наилучшее свидетельство ее внедрения в повседневную жизнь. Информация, которую доводили глашатаи, малая не только направление "сверху вниз". Некоторые глашатаи имели полномочия администрации получать от населения заявки на ку-півлю-продаж необходимых вещей и извещать об этом. Например, английский устав в 1368 г. отмечает: "Если у кого-нибудь есть потребность продать кое-что, он должен известить об этом через глашатая, утвержденного графским наместником" [25, с. 27].

Начало промышленного производства бумаги (с 1320 г. в Германии) и изобретение Йоганом Гутенбергом печатного станка (в 1450 г.) ознаменовали начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации — качественно нового этапа развития рекламы. В течение второй половины XV ст. печатные предприятия, основанные Й. Гутенбергом, распространяются по всей Европе: в 1465 г. начинает работать первая типография в Италии, в 1468 г. — в Швейцарии, в 1470 p. — во Франции, в 1473 p. — в Бельгии, Венгрии и Польше, в 1476 г. — в Англии, Чехии и других европейских странах.

Первое печатное рекламное объявление датировано 1472 годом: на дверях одной из церквей в Лондоне была размещенная информация по продаже молитвенников. Важным событием в развитии рекламы было создание 1530 года в Венеции информационного бюро, которое собирало политическую и торговую информацию и продавало ее заинтересованным лицам. Постепенно такие бюро возникают и в других европейских городах.

30 мая в 1631 г. вышла первая французская еженедельная газета под названием "Gazett", в которой печатались официальные государственные новости и разнообразная информация. В Англии такое издание появилось еще раньше— в 1622 году.

Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Те-офраста Реностно, который открыл в 1630 г. в Париже справочную контору, которая потом печатала рекламные объявления в "Французской газете". Первым рекламным объявлением, напечатанным в этой газете, считается объявление о вознаграждении за информацию о местонахождении 12 украденных коней. Объявление такого же содержания было напечатано в и одной из лондонских газет.На это время начинает формироваться рынок печатных изданий и появляется конкуренция в этой сфере, что привело к возникновению еще одного рекламного элемента — издательской марки и рекламы книжной продукции. В этот же период возникают такие носители рекламы :