Нормы, правила и законодательное обеспечение рекламной деятельности в России, США и странах Западной Европы


Распространение рекламы на средствах городского пассажирского транспорта и почтовых отправлениях регламентируется статьей 15 Закона. Установление и распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании соглашений с владельцами транспортных средств. С целью обеспечения необходимых условий для безопасности движения соответствующие государственные органы могут ограничить или запретить размещение рекламы на транспортных средствах.

Распространение рекламы с помощью почтовых отправлений осуществляется только на основании разрешения федерального органа, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи.Статья 16 Закона определяет особенности рекламирования отдельных групп товаров : табака и табачных изделий, алкогольных напитков, медикаментов и оружия. Рекламное законодательство России большое внимание уделяет регламентации рекламы алкогольных и табачных изделий. Такая реклама не должна сопровождаться демонстрацией процесса курения и употребления алкогольных напитков. Запрещается дискредитация в любой форме содержания от употребления алкоголя. Закон запрещает адресовать рекламу алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним, использовать в рекламных целях известных личностей, которые пользуются популярностью у молодежи в возрасте до 21 года. Не допускается распространения рекламы алкоголя и табачных изделий на радио и в телепрограммах из 7 часа утра до 22 часа, а также в детских, спортивных, учебных, медицинских и культурных заведениях, в местах, расположенных ближе 100 метров от названных учреждений.

Реклама табачных и алкогольных изделий должна сопровождаться предупреждающими надписями о вредности их употребления для здоровья.

В ст. 16 достаточно детально рассмотренные вопросы рекламы оружия, военной техники и снаряжения. Позволяется реклама боевого и служебного оружия, военной техники и снаряжения, которые внесены к перечню продукции военного назначения, предназначенных для экспортно-импортных операций за лицензиями. Разрешена реклама спортивного и охотничьего оружия. Распространение рекламы охотничьего и спортивного оружия позволяется только в специальных рекламных изданиях, а также в специализированных газетах и журналах. Трансляция рекламы спортивного и охотничьего оружия в электронных средствах массовой информации позволяется только после 22 часа.

По закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" контроль за выполнением требований рекламного законодательства России возложен на антимонопольные органы. Участники рекламного процесса, как юридические так и физические лица, несут ответственность за нарушение рекламного законодательства.

Лица, правам и интересам которых причинен вред в результате недобросовестной рекламы, с целью возмещения материальных или моральных убытков имеют право обратиться с иском в суд без уплаты государственной пошлины. Нарушитель рекламного законодательства за свой счет должен сделать соответствующую контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, который вынес это решение.

Недобросовестная реклама, отказ от контррекламы предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или штрафа 200 минимальных размеров оплаты труда. Федеральный антимонопольный орган имеет право накладывать штрафы на участников рекламного процесса за невыполнение предписаний или предупреждений до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Уплата штрафов не освобождает участников рекламного процесса от выполнения решений антимонопольного органа.

Статья 22 Закона обязывает производителей и распространителей рекламы требовать от рекламодателей, деятельность которых подлежит лицензированию, представления лицензии, если идет речь о рекламировании этой деятельности.

Криминальный кодекс Российской Федерации предусматривает криминальную ответственность (ст. 15, 228) :

- за рекламирование печатной, фотографической и видеопродукции порнографического характера;

- за введение в заблуждение средствами рекламы относительно потребительских качеств продукции.

Законодательство Соединенных Штатов Америки рассматривает рекламу не как реальное (действующую) предложение относительно продажи, а как заявление о намерении продать определенный товар или оказать услуги по отмеченным в рекламе ценам.

В судебных случаях рекламное объявление, каталог, прейскурант, публичное коммерческое предложение рассматриваются не как намерение о продаже, а именно как предложение относительно продажи. Учитывая это, в США складывать рекламное обращение нужно так, если бы из него четко выплывало, что оно является лишь намерением, а не реальным предложением. Считается, что при этом уместные ссылки типа "лишь в течение одного дня", "пока имеется в наличии", "первым десяти покупателям" и тому подобное.





Вернуться назад