Нормы, правила и законодательное обеспечение рекламной деятельности в России, США и странах Западной Европы

Главная - Реклама - Нормы, правила и законодательное обеспечение рекламной деятельности в России, США и странах Западной Европы

Государственное и общественное регулирование рекламного бизнеса существовало давно. Однако наибольшее развитие оно приобрело в конце XX ст. Роста жизненного уровня в экономически развитых странах требовало адекватного повышения требований до бизнеса в целом и к рекламной деятельности в частности. Важной составляющей сферы рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается созданием соответствующей законодательной базы и формированием системы исполнительных органов разного уровня, которые осуществляют контроль выполнения требований рекламного законодательства.

Транснациональные корпорации Украины, осуществляя маркетинговую и рекламную деятельность в зарубежных странах, рядом с выполнением требований международного законодательства в первую очередь должны придерживаться рекламного законодательства этих стран.

Рекламное законодательство России состоит из федерального Закона "О рекламе" (дальше — Закон) и принятых согласно нему законов и подзаконных актов.

Законом установлены общие и специальные требования к рекламе:

- реклама распространяется на территории Российской Федерации русским языком, государственным языком субъектов федерации и родным языком народов Российской Федерации;

- реклама товаров, которые подлежат обязательной сертификации, должна сопровождаться отметкой "подлежит обязательной сертификации";

- запрещается реклама товаров, запрещенных для производства и реализации;

- реклама не должна вызывать паники, склонять к насилию и агрессии, а также побуждать к действиям, которые могут причинить вред здоровью физических лиц или угрожать их безопасности;

- реклама не должна побуждать к действиям, которые нарушают действующее законодательство относительно охраны окружающей среды.

В Законе правовому регулированию посвящено пять статей. В частности, одиннадцатая статья рассматривает особенности правового регулирования рекламы на радио и в телепрограммах.

Эти рекламные средства считаются самыми эффективными и массовыми, такими, которые влияют на чувство и сознание.

В радио- и телепрограммах, которые не зарегистрированы как специально предназначены для рекламных целей, реклама не должна превышать 25 % эфирного времени. Передачи, трансляция которых длится от 15 до 60 минут, позволяется прерывать для рекламы не больше как два раза.

В случае использования рекламы методом наложения на основной кадр (в том числе способом "подвижная строка") ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.

Статья 12 Закона посвящена особенностям рекламирования в периодических печатных изданиях. На основании ст. 36 Закона "О средствах массовой информации" статья ограничивает до 40 % объемы рекламных материалов в одном номере периодического издания, которое не специализируется на публикации сообщений и материалов рекламного характера.

Статья 13 Закона определяет порядок запрета рекламы во время кино- но видеообслуживание. Как исключение допускается показ рекламы в перерывах между сериями кино- но видеофильмов. Кроме того, настоящей же статьей регламентируется последовательность представления информации при справочном телефонном обслуживании. Если справки при телефонном, компьютерном или сетевом обслуживании платы, то реклама может передаваться только при согласии абонента и ее стоимость не включается в оплату справочного обслуживания.

Особенное внимание Закон уделяет средствам внешней рекламы. Статья 14 предусматривает, что зовнішна реклама не должна напоминать дорожные знаки и указатели. Места установления средств внешней рекламы не должны ухудшать восприятия средств регулирования и влиять на безопасность дорожного движения. Установление внешней рекламы позволяется при наличии разрешения соответствующих органов самоуправления и государственных учреждений : архитектурного присмотра, внутренних дел, управление путей сообщения и тому подобное.