Социальная реклама и информирование по проблеме ВИЧ/СПИД в Украине


- лишь некоторые ролики социальной рекламы проходят исследование из пре-тесту;

- за социальной рекламой не стоит медийная стратегия;

- ролик не имеет четкой цели, зритель не знает, что в результате он должен был бы сделать;

- ролик содержит слишком много информации.

Социальная реклама - продукт дорог и он хорошо видно широкой общественности, потому активисты общественных организаций часто забывают о том, что ключевое слово в определении социальной рекламы - слово "средство", "инструмент". Как публикации в СМИ, тренинги, или печать учебников, социальная реклама может быть лишь средством спланированной и хорошо организованной кампании из информирования общественности. Информационной кампании не может существовать вне координированных и стратегически запланированных действий из преодоления эпидемии в стране, такими, как школьные информационные программы, профилактика инфекции среди групп повышенного риска инфицирования, внедрения программ лечения, присмотра и поддержки людей, которые живут из ВИЧ. Информационные программы необходимо воспринимать как один из инструментов поддержки осуществления программ социальной работы и лечения на местах. От социальной рекламы самой по себе достаточно ожидать кардинального изменения поведения населения.

Проблемы создания и размещения социальной рекламы и других информационных продуктов предлагаем рассматривать по схеме планирования информационной кампании, которое в целом проходит за такими основными этапами, как:

1. Формулировка основной проблемы;

2. Определение цели и тактических задач;

3. Определение целевой аудитории;

4. Формулировка обращения к целевой аудитории;

5. Выбор средств передачи и распространения информации;

6. Оценка эффективности осуществленных шагов.

2) ВИЧ/СПИД: проблема знаний или поведенческих практик?Социологические исследования, которые активно проводятся в сфере ВИЧ/СПИД, дают возможность определить основные проблемы профилактики Вич-инфекции. Сопоставления данных социологических исследований за 2000 - 2004 года дают возможность увидеть, что об основных видах передачи Вич-инфекции знает больше 90 процентов населения Украины. Так, например, исследование, проведенное компанией GFK, - USM на заказ AFEW в трех городах Украины в 2001 году показало, что респонденты возраста 15-50 лет считают опаснейшими путями передачи Вич-инфекции такие, как введение наркотиков с помощью иглы, которую уже использовала ВІЛ-позитивна человек (97,8%), половые отношения без презерватива (90,9%). В исследованиях молодежи Киева, посетителей концертов "Модно быть здоровым"!, проведенных МБФ "Международный Альянс с ВИЧ/СПИД в Украине" 93% респондентов в 2003 году и 92% в 2004 году знают о том, что Вич-инфекция передается через незащищенные половые отношения. Казалось бы, задача профилактики выполнена, ведь население по большей части знает о самых распространенных путях передачи Вич-инфекции. При более тщательном рассмотрении, как свидетельствует отчет Центра "Социальный мониторинг" 2004 года, становится понятно, что мы быстрее имеем ситуацию с завышенными самооценками общего уровня осведомленности. Значительная часть населения вообще не информирована относительно бытового пути передачи ВИЧ, передачи от матери к ребенку, внешнего проявления инфицирования, наличия серологического окна, передачи вируса через укусы насекомых, а от трети до четверти опрошенных жителей украинских городов и сел имеет относительно этого неверные представления. Воспользовавшись расчетами индекса уровня знаний о путях передачи и защиты от ВИЧ, исследователи делают вывод, что около 10% населения имеет "нулевой" уровень знаний, 32% - низкий, 42% - средний и 16% достаточно высокий.

Видим, что при общей информированности о таких путях передачи Вич-инфекции, как через кровь и при незащищенных сексуальных контактах - полет для профилактического информирования достаточно широкое, ведь стереотипы относительно небеспечности бытовых контактов с ВИЧ-инфицированными людьми очень распространены и серьезно влияют на стигматизацію людей, которые живут из ВИЧ. Кроме того, исследования показывают, что население в целом недостаточно информировано о том, где можно пройти тестирование на ВИЧ или получить консультативную помощь. Наименьший уровень осведомленности наблюдается среди жителей сельской местности, населения северных и западных регионов Украины, людей старшего поколения. Кроме выявленных пробілів в базовых знаниях о ВИЧ, много проблем выявлено и в отношении население к людям, которое живет из ВИЧ (ЛЖВ). По данным исследования, проведенного Центром "Социальный мониторинг" весной в 2004 году, оценка уровня толерантного отношения (по нескольким показателям) к проблемам ЛЖВ показывает, что лишь около 20% населения выразили толерантные суждения, которые не противоречат друг другу. Среди молодежи 18-24 годов таких людей немногим больше - 30%, а среди населения старше 50 лет - лишь 13%. Еще хуже ситуация складывается с поведенческими практиками. Молодежь Киева, посетители концерта, посвященного проблемам ВИЧ-СПИД, сообщила, что при последнем половом контакте лишь 50% из них пользовались презервативами. 75% респондентов не проходили тест на ВИЧ . Даны епіднагляду второго поколения указывают на сложную ситуацию с безопасными поведенческими практиками и среди потребителей инъекционных наркотиков, и среди женщин, которые оказывают сексуальные услуги за плату.





Вернуться назад