Реклама: сущность, цели, задания


Термин "реклама" происходит от лат. reclamare — выкрикивать (в Давней Греции и Риме объявления громко викрикувалися на площадях и в других людных местах). В настоящее время реклама является самой действенной, следовательно, найзастосовнішим средством влияния на покупателей и потребителей. Однако достаточно сложно найти определение понятия "реклама". Существуют разнообразные определения и толкования понятий маркетинга и рекламы.

Автор книги "Теория и практика современной рекламы" В. Музыкант подает определение рекламы, одобренное в США в результате конкурса, проведенного журналом "Едвертайзінг Ейдж" [25, с. 121].

Реклама — это печатное, рукописное, устное или графическое сообщение о лице, товарах, услугах или общественном движении, открыто опубликованное рекламодателем и оплаченное с целью увеличение объемов сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или общественной поддержки.

Профессор Северо-западного университета США, известный специалист из маркетинга Ф. Котлер, дает такое определение рекламы [25, с. 121]:

Реклама — это неличная форма коммуникации, которая осуществляется с помощью платных средств распространения информации с четко отмеченным источником финансирования.

В ст. 1 Закона Украины "О рекламе" [2] содержится такое определение:

Реклама — это специальная информация о лицах или продукции, которая распространяется в любой форме и в любой способ с целью прямого или опосредствованного получения выгоды.

Подытоживая, можно сказать, что маркетинговые коммуникации — реклама и рекламирование — это вид социальной деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в товарах, услугах и идеях; устанавливаются связки между потребителями и торгівцями, которыми могут быть непосредственно производители или торговые посредники. Иначе говоря, рекламирование — это создание рекламного продукта и неличное доведение его к потенциальным покупателям; важно при этом, если бы они поняли, чем именно товар, услуга или идея положительно отличаются от подобных им, а производитель смог превратить эту новацию в капитал. Рекламные услуги обязательно должны оплачиваться [21].

Реклама — эффективное средство распространения информации о фирме, товаре, месте и условиях его продажи. Не удивительно, следовательно, что бизнесмены считают рекламную информацию одной из главных материальных предпосылок коммерческого успеха. Ведь, как известно, кто владеет информацией — тот владеет миром. Этим объясняется поражающий факт быстрого завоевания ведущей роли на рынке коммуникаций средствами глобальной компьютерной сети Internet (электронная почта, система Word Wide Web (WWW), File Transfer Protocol (FTP), Gopher). В начале 2001 p. почти все ведущие фирмы Украины имели в Internet электронный адрес, Web -вузол или Web -сторінку.

Рекламная информация в первую очередь необходима потребителю, потому что он — главная движущая сила процесса продажи и от него зависит, состоится процесс покупки или нет. Реклама подает покупателю информацию о том, что существует товар определенной марки, что он имеет вот такую потребительскую характеристику, тем-то отличается от подобных товаров, его можно приобрести там-то и за вот такую цену. Покупатель, для которого более всего, — престиж может найти информацию о престижных фирмах и супермаркетах, о продавцах модных товаров и новинок. Такая информация дает возможность сравнительно обеспеченному человеку, который живет в экономически развитом обществе, как-то выделиться и социальное отмежеваться.

Коммерческая информация, что ее предоставляет реклама, особенно нужная отечественным предпринимателям, поскольку действовать успешно в современных условиях (например, при постоянных изменениях законодательной базы) может только тот, кто не просто следит за изменениями, но и, исходя из них, оперативно корректирует свою деятельность.

Такой бизнесмен способен эффективно использовать информацию об изменениях на рынках сбыта, появление новых конкурентов, изменение запросов

потребителей, уровень насыщения рынка товарами, появление новых рынков и методов торговли. Такая рекламная информация помогает бизнесмену найти свое место в заданном сегменте рынка. Получены на основе маркетинговых исследований даны о распределении расходов для обеспечения сбыта продовольственных товаров, для которых характерная высокая интенсивность товарооборота на стадии их выведения на рынок, имеют такой вид [25, с. 122]:

— 30 % — реклама;





Вернуться назад