Науковедение


Говоря о специфике разных наук, можно отметить особенности философского знания. В целом философия не является наукой. Если в классической философской традиции философия трактовалась как особого рода наука, то современные мыслители часто развивают философские построения резко отмежеванные от науки (это относится, например, к экзистенциалистам, неопозитивістам). Вместе с тем, в рамках философии всегда были и есть построения и исследования, которые могут претендовать на статус научных. Г.Борн относит к таким "исследования общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру".

На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знание об определенных событиях, обнаруживают свойства цікавлячих их или объектов процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности

Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а целиком определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, имеют сильное небольшое число свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он целиком интеллектуально контролируется.Теоретический уровень научного знания расчленяется на двух частей: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, которые описывают конкретную область реальности на базе фундаментальнихтеорій.

Сила теории заключается в том, что она может развиваться как бы самая по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верные, то и следствия из них будут верные

Кроме эмпирического и теоретических в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, который содержит общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, філософськихоснов.

Например, известная дискуссия Бора и Ейнштейна из проблем квантовой механики по сути велась именно на уровне философских основ науки, поскольку обсуждалось, как соотнести аппарат квантовой механики с окружающим нас миром. Ейнштейн считал, что ймовірнісний характер предсказаний в квантовой механике обусловлен тем, что квантовая механика неполная, поскольку действительность целиком детерминистическая. А Бор считал, что квантовая механика полная и отбивает принципиально непреодолимую вероятность, характерную для микромира

Определенные идеи философского характера вплетенные в ткань научного знания, воплощенные в теориях

Теория из аппарата описания и предсказание эмпирических данных превращается у знание тогда, когда все ее понятие получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию

Иногда философские основания науки ярко оказываются и становятся предметом острых дискуссий (например, в квантовой механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.).

В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских основ, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятому

Необходимо отметить, что не только теоретическое, но и эмпирическое знание связано с определенными философскими представлениями

На эмпирическому равные знания существует определенная совокупность общих представлений о миру (о причинности, стойкости событий и т.д.). Эти представления воспринимаются как очевидные и не выступают предметом специальных исследований. Тем не менее, они существуют, и или рано поздно меняются и на эмпирическом уровне

Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенным образом то, что и эмпирическое знание неотрывное от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст





Вернуться назад