Философия права как методологическая дисциплина


Философию права можно назвать учением о предельных основах права как одного из способов человеческого бытия

Право, как деятельность человека, тесно связанное с философией. Она представляет собой сферу драм и конфликтов, тяжелых екзистенційних выборов и решений, когда буквально на каждом шаге приоткрываются глубинные основания человеческого бытия. Фундаментальные проблемы права, такие как справедливость, свобода и равенство, вина и ответственность и др., е вместе с тем важнейшими философскими проблемами, а решение их закорінене в решении основных философских вопросов о сущности человека и содержание ее жизни, об онтологической структуре мира и способы его познания. Право, итак, за самым своим духом філософічне, оно является философией на практике, которая, соответственно, припускает и философию в теории, или философское осознание правовой жизни. Поэтому целиком очевидно, что умение видеть человеческий смысл своей деятельности, по-філософському обосновываться теоретическую позицию и практическое решение является признаком высокой профессиональной и общественной честности юриста. Такое обгрунтування, особенно в сфере практических решений, не всегда осознается, но оно в значительной мере определяется доминирующими установками правосознания, правового світо-гляду, на формирование которого призвана влиять философия правая

Философия дает осознание надлежащего (ценностей и смыслов), раскрывает мир, которым он должен быть. Этот мир ценностей дает стимул для изменения бытия, поскольку то, что должно быть, воспринимается как красивее и выше от того, что есть. Наука описывает право таким, которым оно есть, а философия - таким, которым должно бутить

Сферу философии права, ее предмета, сжало можно высказать сроком "основы", а сферу ее метода - сроком "рефлексия" или "критика".

Философия права изучает мир права в его всеобщности и целостности как его ейдетичний, смысловое содержание. Философия правая - это философское учение о праве, которое отвечает на вопрос, которые возникают в сфере правового метода философии. Она зосереджуеться, прежде всего, на проявлени-ленные содержанию права, а также на обгрунтуванні понимание этого содержания. За своим статусом философия правая - комплексная, сопредельная дисциплина, которая находится на стыке философии и юриспруденции. Философия права сыграет очень важную, значительную роль в правоохранительной деятельности СПІВРОБІТНИКІВОВС.

Философия права исследует смысл права, его сущность и понятия, его основы и место в мире, его ценность и значения, его роль в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества

Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является положительное право. При этом для традиционных дисциплин (от теории государства и правая к отраслевым наукам) официально-властная данность положительного права выступает как высший авторитет в вопросе о том, что есть право в определенное время и определенном месте. Необходимость и важность как официально-властного установления действующего права, так и его изучение методами и средствами юриспруденции (юридико-политической обработки нормативного материала, его комментирование, систематизации и классификации, разработка вопросов законодательства и правоприменение, юридической техники и т.п.) являются общепризнанными и очевидными. Все это имеет большое практическое и научное значения

Но вне сферы юридико-аналитического подхода к положительному праву (то есть того, что традиционно называется юридической догматикой) остается ряд проблем общетеоретического, методологического, философского профиля, надлежащих к предметной сфере философии права

Официально-властный авторитет, которым установлено положительное право, - это, ясная вещь, важный факт, который имеет значение не только для практики, а и для любой теории. И на это обстоятельство учитывает не только юридическая догматика, а и

любая философия правая

Однако уже на уровне будничного сознания (за всей его законослухняності и поваги к власти) видно, что одна вещь - авторитет законодателя и совсем другая - разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные аспекты жизни человека, ее права и обязанности.За своей умственной природой человек живой и действует (хотя и ошибается) в определенным чином осознаваемом миру, и это принадлежит к фундаментальным качествам человеческого бытия, ориентации и деятельности в мире. Человеческий способ буттякрие в себе осознание, понимание этого бытия, себя и сдачи мира, себя в мире и миру в себе

Так же составляются взаимоотношения человека с миром права. Она подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность положительного права, сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего ума - будничного, теоретического, философского





Вернуться назад