ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)

Главная - Науковедение - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)

Выводы, положения и установки оцениваются не только относительно их логической достоверности но и с точки зрения практического применения их результатов. Происходит своего рода переориентация в оценке результатов рефлексии. Под влиянием практической направленості науки філософско-методологічна рефлексия теряет чрезмерный академизм

Формируется задача создания такого уровня и глубины представлений о сущности, природе научно-теоретического знания, закономерностей его развития, которые бы дали возможность не только объяснить новое явление в научном знании, но его и предусмотреть. Філософско-методологічна рефлексия должна теперь разрешать сознательное решение проблемы теоретического знания в принципе, а не в частичных конкретно-історичнихформах.

Залог проблемы обеспечения развития конкретно-теоретического знания и о других существенных моментах, связанных с этой проблемой

Актуальность решения проблемы теоретического знания, а именно: понимание этого знания, его формы и способов организации, возрастает в соответствии с тем, как исследователи приходят к уверенности, которая такого решения современной логикой и методологией не достичь в полном объеме

К недавнему времени ничто, казалось, не провещало возникновения претензий к таким знаниям, установкам и методологии науки, пока активный рост научной рефлексии ограничивался преимущественно рамками точного физико-математического природоведения. Многие вопросы, вызванных необходимостью развития и усовершенствование теоретического знания, было рассмотрено и рішено общими усилиями философов и представителей конкретного познания. В процессе этого творческого сотрудничества сложилась и окрепла самостоятельная область научного познания, а именно: логика и методология науки, которые призваны осуществлять и реализовывать опыт гносеологического и методологического обеспечения развития конкретно-теоретического знания. Этот достаточно теоретически обгрунтований опыт зарекомендовал себя в физике как такой, что имеет довольно большой еврістичний потенциал

Этим и объясняется то, чему в начале вступления в фазу активного роста самосознания других областей науки (биологии, химии, географии, геологии, палеонтологии,социологии, лингвистики) не было педбачено никаких тех досадных неожиданностей, которые однако в скором времени явились перед исследователями. Среди первых неожиданностей было выявлениный, что “...стиль мышления в этих дисциплинах не изменяется под влиянием математики. Не произошло того, что в свое время случилось в физике”[Ошибка! Источник ссылки не найден.].Очевидно через обретение биологией во второй половине нашего века наиболее высокого социального престижа эта область науки была отнесена к группе “непокорных”. Как утверждается в научной литературе, “в современной биологии состоялось интенсивное теоретическое движение, направленное на переосмысление глубинных методологических и теоретических основ биологического знания, на повышение его теоретического уровня и организацию, которая отвечает его новому эмпирическому залогу

Конечная цель указанного движения заключается в построении истинной теоретической биологии”[Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Для такого движения современному биологу позарез необходимое использование рефлексии, результатов ее применения. Но результаты рефлексии развития теоретико-биологического знания, его реорганизации и усовершенствование полностью зависят от общего залога знания и опыта решения аналогичных вопросов, нагроможденного логикой и методологией науки

Применение в биологии представлений об удельной значимости отдельных теорий для функционирования научного знания, о критериях их теоретического статуса, способы организации научно-теоретического знания показывает их несовершенство, ограниченность методологічнихможливостей.

Как оказалось в теоретической биологии существуют проблемы с которыми еще не приходилось сталкиваться другим наукам, в звязку с чем нужна переоценка некоторых современных идеалов и нормпізнання.

Давая оценку статуса теоретико-биологического знания теоретики развернули полемику о наличии-отсутствии теоретической базы биологии. Одни считают, что такой базы нет, другие - что она существует. Т.е. значит, что теоретическая биология двигается к своей зрелости и еще далекая віднеи.

Особый разнобой в оценивании современного теоретически-биологического залога наблюдается на примере эволюционной теории. Устранение оценок теоретического статуса отдельных обобщений биологической науки и ее совокупного знания - главное условие нормального развития, которое возможно через разработку общих критериев научно-теоретического знания, характеристик его специфической сущности. За Т.В. Лойтом “проблема теоретико-концептуального статуса и дальнейшего развития современного биологического знания за своей сущностью является частью проблемы общего философского понимания и обгрунтування науки и ее самосознания вообще” [Ошибка! Источник ссылки не найден.].