ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)

Главная - Науковедение - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (в целом и в отдельных науках)

В результате теория, которая описывает свойству идеальных объектов, взаимоотношения между ними, а также свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все то разнообразие данных, из которыми ученый сталкивается на эмпирическом уровне

Происходит это в такой способ: из исходных идеальных объектов строится некоторая теоретическая модель данного конкретного явления и предполагается, что эта модель в важных своих сторонах, в определенных отношениях отвечает потому, что есть в действительности.Уточним теперь наши представления о теоретическом уровне знания. Важно иметь в виду, что этот уровень знания обычно расчленяется на две существенных части, которые подаются фундаментальными теориями и теориями, которые описывают конкретную (достаточно большую) область реальности, базируясь на фундаментальных теориях. Так, механика описывает материальные точки и взаимоотношения между ними, а на основе ее принципов дальше строят разнообразные конкретные теории, которые описывают ту или другую область реальности. Таким образом для описания движения, например, небесных тел строится небесная механика

Важно еще вместе отметить, что в теории мы всегда имеем дело с идеальным объектом: в фундаментальных теориях - с более всего абстрактным идеальным объектом, а в теориях второго поколения - определенными производными от этих идеальных объектов, на основе которых конструюются модели конкретных явищдійсності.

Роль теории в проблеме формирования научно-теоретических знаний определяется тем, что в ней мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, в то время как на эмпирическому равные с реальным объектом, который владеет нескінечною количеством свойств и есть интеллектуально не контролируемым

Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то мы можем описать теоретический объект как угодно детально и получить в принципе как угодно далекие следствия из теоретических представлений. Как только наши исходные абстракции станут верными, мы убедим, что и следствия из них будут верные. Сила теории заключается в том, что она может развиваться будто самая по себе, без прямого контакта с действительностью. Естественно, что исходные принципы должны соотноситься с действительностью

О научных теориях, их классификации и основных методах построения

Научное знание можно рассматривать как сложную систему с очень разветвленной иерархией структурных уровней: локальное знание, которое в любой научной области соотносятся с теорией; знания, которые составляют ту или другую научную область; знания, которые подают всю науку

В таком контексте научная теория является определенной системой понятий и суждений, которые отображают существенные и закономерные внутренние связи той или другой предметной области действительности. Она объясняет предметные факты с единой точки зрения, приводя их к стройной системе обобщающего знания

Теория - это наиполнейшая и внутренне неопровержимая система знаний, которая кое-что отличается от других форм знания - моделей, аналогий гипотез, и т.п., прежде всего, своей логической благоустроенностью взаимодействий включенных к ее слогу элементов знания; во-вторых, своими гносеологическими функциями; в-третьих, тем, что теория самая содержит понятие, модели, аналогии, гипотезы, тощо.

Развернутую и детальную классификацию теорий, пути и методы их построения можно найти, в роботах [Ошибка! Источник ссылки не найден., Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В частности, в зависимости от обсуждаемых питаннь теории могут быть разделены на детерминистские и стохастичні; феноменологічні и динамические; общие и частичные; фундаментальные и фрагментарные, и т.п.. Но найзагальнішим есть низменность теорий на два класса: эмпирические и теоретические

Подол по общему принципу имеет важное значение для определения структуры теории. Так в математических теориях структуры выраженные четче, чем в эмпирических, а в эмпирических они более богатый, так как содержат больше элементов, чем математические. Однако такая низменность не связанная с іерархічною благоустроенностью и потому его дополняют иерархическим признаком (за степенью развитости теории).

Математические теории широко используют количественный язык и содержат модели для описания и объяснение соответствующего эмпирического материала. К ним относятся большинство теорий в физике, химии, технических дисциплинах, они начинают проникать в биологию, лингвистику, экономические и другие науки. За структурными особенностями эти теории называют еще дедуктивными (построенные за дедуктивными методами).