О чувствительной и рациональну складови научного пизнання

Главная - Науковедение - О чувствительной и рациональну складови научного пизнання

С помощью активности психичних процесив мы здатни видтворювати в своей памяти чуттеви восприятие в вигляди образа предмету навить тоди, когда не взаемодиемо с данным предметом "актуально". Такую властивисть чувствительного восприятия называют представлением, с помощью которого мы видтворюемо образ знакомого человека, вкусного ветчины, теплой кимнати, прошлых подий и тощо.

Видчуття, восприятие и представления составляют три основни формы чувствительной дияльности, яки считаются необхидною условием иснування процесса пизнання.

Практическая життедияльнисть человека научила постийно вносить певни "коррективы" в наши чуттеви восприятие и представление. Например, когда люди становятся взрослыми, спостеригаючи как предмет виддаляеться вид их не считают, как это делали в дитинстви, что предмет становится меньшим за розмирами. Таким образом в "нас" есть здатнисть "исправлять" чуттеви восприятие строя образы дийсности не как непосредственное восприятие и представления данных органив чувство, а как их строительство, где чуттеви восприятие скореговани отдельным процессом - мышлением

Общепринято, что за своей логичною структурой мышления имеет три основни формы: понятие, суждение, умовивид. О понятии речь идет в том случае, когда мысль объединяет в циле множество общих и истотних признаков, которые определяют певни властивости предметив. Понятия разрешают удерживать в мыслях властивости, яки чувственно не дани принципиально. Так, мы здатни реально считаться с властивистю предметив иметь магнитне поле, с властивистю суммы квадратив катетив доривнювати квадрату гипотенузи, с видминнистю миж первой и второй космичною швидкистю и т.п.

На видмину вид понятие здатнисть к суждению заключается в приписуванни предмету определенной властивости в определенному видношенни, или определенного спиввидношення миж предметами. Поэтому оно приобретает вид или утверждение, или возражение. Например: F=ma. Оскильки суждение здебильшого определяет несомненно видношення миж вещами, его можно пе-ревирити практически: или видповидае оно дийсности, или ни. Понятие сами по соби не перевиряються, они или имеют определенный смысл, или порожни. их значения вводят здебильшого с помощью аксиом. Навить фантастични понятия могут иметь цилком рациональне значение, оскильки разрешают в миркуваннях определять реальни и вигадани властивости вещей. Образцами слушности таких понятий могут служить: "вичний двигатель", "абсолютно черное тило", "идеальний газ" и много инших.

С умозаключением мы имеем дело тоди, когда определяем истиннисть или помилковисть определенных суждений. Умовивид здийснюеться в вигляди построения миркувань путем поривняння одного суждения со вторым, со следующим определением или противоречат они одно одному, или ни. Завершенный умовивид возможный тоди, когда истиннисть одного из этих суждений считается доказанной. Ти мысли, истиннисть или помилковисть которых считается видомою, называют ссылками, а то, что мы получим с помощью умозаключения - выводом. Виризняють много видив умовиводив, можливости которых изучает отдельная наука - логика.

В свою очередь, лишь в форми противопоставление науки людини образ науки приобретает значащую силу, волнует, привлекает внимание, вызывает потребность определиться. Например, противопоставление ума и свободы есть тиею сутнисною философською традициею, которая разрешает сделать философию науки необхидним элементом в бутти как науки, так и суспильства. Ум, который опирается на онтологичне "нищо метода" (В.Виндельбанд) способен становиться пидвалиною как свободного волеизъявление так и ограничение свободы творческого духа

Основни складови научного пизнання приобретают институционального характера лишь с научной революции XYии ст., когда начали признание геометризованих моделей, яки имели символично-умовне видношення к чувственно данным вещей, научными и истинними представлениями в поривнянни с мыслями вызванными здравым смыслом, который основывался на повседневному досвиди.Механико-математична картина свиту сповищае о властивости, яки непосредственно чувственно навить не могут быть дани. Законы, взаемодии, процессы усвидомлюються научный работниками Новых часив в качестве мысленных, т.е. абстрактных конструкций по схеме: "вообразим соби, что...". В свою очередь Р.Декартом был выдвинут принцип методологичного сумниву, который разрешает рассматривать любую мысленную и чувственно данную реальнисть в якости иллюзии. Тильки самосвидомисть, через признание суверенности дий ума, и ее похидних - свит теоретических миркувань (если они непротиворечат послидовному самонаблюдению "Я"), способная демаркувати залежни и незалежни вид субъекта истини. Эту особливисть детально было проанализовано в останний (уникальний своей фундаментальнистю) книзи и.Т.Касавина "Миграция. Креативнисть. Текст. Проблемы неклассической теории пизнання" (1999). Во вказаний роботи мы видим определяющую роль, которую видиграе самосвидомисть человека именно в становленни человеческого взагали. Наука как весомая частица життедияльности современной есть непосредственное выявление могущественной силы самосвидомости. Однако лишь философия способна создать, сохранить и развить метод, который разрешает рассматривать самосвидомисть в якости предмету интелектуальнои дияльности. Обобщенно именно этот метод философи называют термином "рефлексия" [Див.:28. -с.9-30].