Емпирични факты и теоретични обобщение в науке


Самое слово "прагматизм" традицийно выводится вид давньогрець-кого "прагма" - дия. А прагматизм розумиеться как "философия дии", что цилеспрямовано противопоставлено настанови на "чистую" теорию. Праг-матизм сводит знание к "прагматической вири" или "вирування", которая есть непосредственное орудие емпиричнои дии. Ций проблеми посвященная статья Пирса "Закриплення вирування" (1877).Сумнив и вира, считает Пирс, - это таки залоги свидомости, что видризняються один вид одного специфичним чувством - невпевненистю в первом случае, впевненистю - во втором. На основи вири люди уверенно диють, а сумнив не может стало определять нашу повединку. В свидомости человека постийно видбуваеться борьба за достижение и закрипленни вирування: "... с сумниву начинается эта борьба, с прекращением его она завершается". Эту "борьбу" Пирс называет "дослидженням".

Пирс усиливает субективизм вири, делая ударение на ее неспивмирности с понятием "истинности": "мы можем вообразить, что шу-каемо не просто убеждение, но убеждение истинного. Но пиддайте этот вымысел испытанию, и вин окажется безпидставним; ведь, лишь тильки твердой вири достигнуто, мы цилком задоволени, пусть и вира истинна или ошибочная"[Цит. за:5. -с.68]. Ризновидом вирування есть "априорний метод", что кладет в основу вири "згидни с умом" предпосылки, т.е. таки положение, яки мы схильни принимать в якости общий истин потому, что они прости и зрозумили. Нарешти, вин признает иснування "научного метода", основанного на гипотези, что иснують реальни речи, властивости которых цилком незалежни вид наших мыслей о них; ци реальности диють на наши чувство

Итак емпирична индукция для Пирса состоит в руси вид априорно настроенной вири к емпирично добытого знания. Данная констатация засвидчуе, что предложенная современным неопрагматизмом концепция звильнення философии вид метафоры "ум как свитчадо природы" (Р.Рорти) имеет непосредственное видношення к опровержению засадничих принципив первого прагматизма, а не классического рационализму, для которого видсутнисть тотожности миж мысленным взором и чувством считалось загаль-ноприйнятимположенням.

Если Ч.Пирс был формальным творцом прагматизма, то Вильям Джемс (1842-1910) считается справжним неформальным лидером этого направления. Его основни праци: "Принципы психологии" (1890-91), "Разнообразие религийного досвиду" (1902), "Прагматизм" (1907), "Всесвит с плюралистичнои точки зрения" (1909), "Значение истини" (1909), "Очерки с радикального емпиризму" (1912) и инши., демонстрируют обгрунтування тезиса, который "прагматический метод... старается витлума-чити каждую мысль, указывая на ее практическое применение". Розяс-нюючи этот тезис, Джемс утверждает: "если Вы оперируете прагматическим методом... из каждого слова Вы повинни добыть его практическую имеющуюся вартисть, повинни заложить его работать в потоци Вашего досвиду. Оно рассматривается... как вказивка на ти методы, при допомози которых может быть зминена данная намдийснисть.

Таким образом, теории есть не видповидями на загадки, - видповидями, на которые мы можем успокоиться: - теории становятся орудиями... мы идем вперед и... зминюемо с их помощью природу"[6. -с.165]. идеи и теории используются как "правила для дии" (за выражением Пирса), т.е., "загальни принципы" (за выражением Уевелла). Таким образом, истина миститься не в "узгодженни" наших идей с объективной реальнистю. Здесь идей и теории становятся истинними в тий мири, в який они служат людям, как "инструменти" для достижения цели

Разъясняя свое видношення к науке и религии не как ризних толкований бытия, а как вказивки шляхив дии, Джемсом определяется, что каждая из них видиграе свою роль в регулюванни повединки. Как научная, так и религийна идеи ведут в этом свити к вознаграждению, а потому как одна, так и инша точка зрения есть одинаково "истинними" с позиций прагматизма. Это фактическое толкование науки в якости ризновиду идеологии, которое, доречи, было предложенное именно прагматизмом, неопрагматизм, также, пиддав нищивний критици.

Исходя из пирсового положение - "истина миститься в майбутний корисности для наших цилей", - Джемс выдвигает тезиса теории истини:

1) истина создается в процеси перевирки идеи;

2) истина - то, что "работает", имеет практични наслидки, яки

видповидають нашим сподиванням;

3) истина - это кориснисть;

4) истина может также грунтуватись на довири ("кредитная





Вернуться назад