Система знания как объект емпиричного анализу

Главная - Науковедение - Система знания как объект емпиричного анализу

Во-вторых, система логичного атомизму повнистю опирается на общую значущисть логичнои системы "Prиncиpиa Mathematиca". Но екстенсиональний (т.е. такой, что припускает лишь функционально-истинни предложение) характер циеи системы изымает из нее цилу ряд используемых наукой предложений, истиннисть которых не выступает функциею истинности их слоговых (например, модальни предложение). Создание в 20-ти года ХХ столиття логичних систем, видминних вид ее (например, многозначных логик), пидирвало довиру к логичного атомизму.

Явилась необхиднисть иншого пидходу к проблемам анализу фор-мализованих будто, который и был реализований логичним позитивизмом и теориею логичнои семантики

В-третьих, из признание логичнои языка "Prиncиpиa Mathematиca" универсальною языком вытекает необхиднисть зрозумити также и выражения обычного языка кризь призму циеи системы. Но уже сам Рассел зиткнувся здесь с трудностями. Как быть, например, с предложением "Отелло вирить, что Дездемона любит Кассио"? истиннисть этого предложения зовсим не представляет собой функцию истинности предложение "Дездемона любит Кассио". Аналогични труднощи возникают при анализи видношення импликации, которое выражается в таких предложениях: "p спричинюе q", "если бы A было B, то C было бы D" и т.п.. Дослиджуючи ци предложение, Витгенштейн усматривал вихид в их елиминации, с чем мало кто с философив здатенпогодитися.

В 1929 роци была опубликована составленная Карнапом, Ганом и Нейратом программа дияльности виденцив - "Научное розуминня свиту. Виденське круг". С 1930 по 1939 г. выходил журнал "Пизнання" ("Erkenntnиs") пид редакциею Карнапа и Райхенбаха, а также розпочалачя публикация небольших монографий в вигляди серии "Публикации общества Ернста Маха". С 1938 г. выходят периодични издание "Мижнародна енциклопедия унификованои науки" и "Библиотека серии унификованои науки". Пизнише функции журнала "Erkenntnиs" переняли журналы "Анализ", "Философия науки", "Британский журнал философии науки", "Mиnd" и инши, а в 70-ти года его издания - как ор-гана "аналитичного направления" - видновилось.

Философия Виденського круга стала источником широкого распространения неопозитивизму в англоязычных странах, в Скандинавии, Польщи, Франции. Можно назвать видомих сьогодни философив А.Айера (Англия), Ч.Морриса, Э.Нагеля, К.Ленгфорда (США), Э.Кайли (Финляндия), Й.Йоргенсона (Дания), М.Ружье (Франция) и инших, котри приняли и развивали доктрину логичного позитивизму.

Видзначимо, что тильки на початковий стадии своего развития члены Виденського круга именували себя "неопозитивистами". Пизнише они настаивали, чтобы репрезентованный ими направление называлось "логичним емпиризмом", что найповнише характеризует истотни черты поглядив и методив их дослиджень.Виденци с самого начала принимают за вихидну установку - розуминня философии как дияльности с логичного анализу языка науки. Так, Шлик считал, что пути к научной философии "выходят с логики", а найвидатнишими достижениями в этом аспекти есть концепции Фреге и Рассела и философия Витгенштейна. В сущности говоря, схема дослидження в виденцив остается такой же самой, что и в Рассела. Основную функцию философии они усматривали в боротьби против "метафизики", т.е. позадосвидного знание о свит. Так, в праци "Преодоление метафизики логичним анализом науки" (1931) Карнап возглашает, что "вся философия в старому розуминни... оказывается перед неумолимым суждением новой логики не только змистовно ошибочной, а и логично безпидставною, а потому лишенной смысла"[8. -с.11].

Применяя принцип верификации к анализу "метафизичних предложений", Карнап переводит философськи термини в форму элементарных предложений со следующим анализом их значение. Так, если взять философський термин "принцип", то слид рассматривать вопрос, при каких условиях предложения "Х е принцип В" будет истинним и за которые - ошибочным. Карнап, например, розмирковуе приблизительно так: "метафизик" видповисть, что "В походит с Х", или "бытие В грунтуеться на Х", или "В обгрунтовуеться через Х", и будет возражать против того толкования, которое ясным может быть лишь одно значение - за предметом или процессом Х часто или всегда возникает процесс типа В (причинная связь в значенни закономирнои послидовности). Ведь если бы речь шла о таком емпирично устанавливаемый процесс, то "метафизична" тезис представлял бы лишь сумму емпиричних предложений, подибних к предложениям физики. Тем не менее, это и означает, что "метафизик" не может предоставить своему понятию "принципа" ниякого ясного значения

С принципом верификации непосредственно связанная попытка построения системы емпиричних понятий, яки сводятся к данным восприятия, и репрезентуются знаками (словами). Замысел праци Карнапа "Логична конструкция свиту" (1928) именно и состоял в потому, что процесс создания картины свиту может быть рассмотренным с точки зрения, как отдельное лицо, базируясь на "безпосередних данных", т.е. восприятиях, и используя методы математической логики (в том числи и логики видношень), в принципи может построить систему всих науковихпонять.

Однако, несмотря на то, что Карнап сформулировал цилу ряд положений относительно правил переведения одних понятий в инши, принципив абстрагирование, формального розризнювання индивидуального и общего, формально-логичного розуминня тотожности и т.д., ему пришлось признать, что "сконструированная система есть рациональною перестройкой всиеи строения реальности, которая в дийсному процеси приобретение знания здийснюеться интуитивно"[8. -с.174]. Однако, интуиция и вира для емпириста могут служить лишь сумнивним источником начала досвиду, а не конструирование общих представлений. Так как тоди ци представления сразу становятся чистой антииндуктивною метафизикою.