Система знания как объект емпиричного анализу


Если Милль пользуется принципом "емпирии данного момента", то спенсерове розуминня досвиду охватывает его на ривни общего понятия. Используя подил на то что пизнаеться и принципиально непизнаеться, Спенсер соглашается с Кантом, который "першопочаток" находится за пределами научных возможностей. Невидома нам причина видомих дий, котри философи называют "явлениями", разрешает через выявление всхожестей и невсхожестей создавать необхидни и абсолютни суждение, понятие. и если для досвиду конкретного лица ци понятия носят априорний характер, они - апостериорни для рода человеческого взагали, усталени внаслидок накопление досвиду попередних поколинь. Однако, так или инакше, данная апостериорнисть ряда понятий, признанная Спенсером как необхидний элемент научного пизнання, входит в протириччя с главным принципом позитивизму (провозглашенным О.Контом) - наукови позитивни понятие повинни приходиться досвидом, а не метафизичними конструкциями. Вот потому и явилась проблема согласования принципа индивидуально-даного досвиду с иснуванням общих понятий, как положительных, а не метафизичних.

Виришуючи эту проблему Спенсер первым в философии начинает розг-лядати формальную, фиксовану в символичних выражениях логику как ризновид емпиричнои дияльности человека, который можно изучать с помощью индукции. Слид помнить, что логика Милля николи не претендовала на самоизучение

За признак "емпиричности" логики, в Спенсера, служит можливисть стало повторять логични процедуры и получать однозначни результаты. Таким образом, логика становится предметом именно индуктивного анализу. Исходя из этого, загальни положение кое-где можно рассматривать как емпирично дани объекты. А если мышление, руководствуясь индуктивною логикою при використанни общих положений, создает суждение, выводы которых спивпадають с иншими емпиричними данными, то это можно признать за индуктивне доведение позитивности загальнихположень.

Таким образом, емпирични дани не ограничиваются чистой почуттевистю, логика тоже является отдельным предметом емпиричного дослидження, а ее в полном объеме нельзя свести к психологичного.

Одну и ту же проблематику мы находим и в емпириокритицизми Маха и Авенариуса, яки стояли на емпиристський позиции, згидно с которой "весь свит для меня вместе с моим "Я" представляют собой массу взаимосвязанных видчуттив".

Рихард Авенариус (1843-1896), профессор кафедры индуктивнои философии в Цюриху за свои головни праци имел книги: "Философия как мышление о свит спиввидносно принципа наименьшей затраты сил. Пролегомени к критике чистого досвиду" (1876); "Критика чистого досвиду" (1890); "Человеческое понятие о свит" (1891); "О предмете психологии" (1894-95). В этих книгах вин обгрунтовуе наступни загальновидоми положение: принцип наименьшей затраты сил; закон жизненного ряда; естественное понятие о свит и емпириокритична принципиальная координация.

1. Принцип наименьшей затраты сил, представляет собой положение, которые устанавливает видношення миж средствами и цилями. Средства должны быть такими, чтобы достичь цели и с усих засобив наилучшим будет такой, с помощью которого цель достигается из наименьшей затратой сил. Дию данного принципа можно спостеригати в розподили праци, которая демонстрирует нам доцильнисть дияльности.

Процесс пидведення ризноманитного пид одно понятие, потребность едности системы знания, в котрий вси части концентрируются вокруг основного понятия и т.п. демонстрирует нам доцильнисть. Соблюдение логичних законив обусловлено именно этим принципом, хотя вин с ними и не спивпадае: нарушение логичних законив вызывают неприемни реакции в души, показывают недоцильний характер затраты сил

В свою очередь логични законы видображають не объективный залог вещей, а доцильну дияльнисть души, мышление, которые цилком видповидае представлению Декарта о властивости ума. Душа и мышление строят картину свиту по своим собственным принципам не обращая внимания на обективни законы свиту до тех пор, пока они не станут противоречить нашему досвиду. Слид заметить, что в "Критици чистого досвиду" (основний праци Авенариуса) принцип наименьшей затраты сил не упоминается, так как фактически вин был заминений биомеханичним законом жизненного ряда

2. Закон жизненного ряда.Для философських миркувань Авенариуса видправною точкой служит слидуюче: "Я" из своими мыслями и видчуттями находится среди окружающей среды, которой состоит из ризних частей и к которому видносяться люди из своими высказываниями и т.д. Это называется "естественным понятием о свит"[Див.: 13]. Высказывание тиею или иншою мирою зависят вид довкилля. Анализ этих высказываний показывает, что в них, с одной стороны, миститься досвид зустричи с объективным, а с иншого - субективни домишки. Пид досвидом розумиються элементы части среды, которые стали имеющимися в высказываниях. Среда и "Я" определенной мирою видносяться одно до одного: высказывания зависят вид среды





Вернуться назад