Система знания как объект емпиричного анализу

Главная - Науковедение - Система знания как объект емпиричного анализу

"Я", которое находит себя через видношення к окружению зи всима его составляющими и людьми, рядом из тем, что оно обозначало как "истинне", "знакомое", "зрозумиле", "обычное", находит кое-что "неочикуване", "новое", "непривычное", "чужое", "незнакомое", "незрозумиле" и т.д. Это "новое", "непривычное" и т.д. "спричинюе неспокий", "поднимает обычную течию жизнь". Человек старается свести это "новое" к "старому", "обычного" и тем самым отстранить "неспокий". Новое так или инакше сводится к старому, непривычное - к обычному, незрозумиле становится зрозумилим. Для илюстрации феномена розуминня Авенариус приводит такой пример: квитка на кущи дрожит пид влиянием витру, а маленький мальчик объясняет это явление так - квиточци холодно.

3. Естественное понятие о свит.

Своей собственной философською точкой зрения Авенариус называет точку зрения "естественного понятия о свит". (В "Критици чистого досвиду" она находилась на заднему плани и лишь припускалась). Авенариус указывает, что дослидження "Критики чистого досвиду" есть цилком независимыми вид тиеи философськои точки зрения, которая изложена в "Человеческому понятти о свит".

Естественное понятие о свит состоит из двух видминних моментив: с некоторого досвиду и некоторой гипотези. Видминнисть, что устанавливается миж досвидом и некоторой гипотезою, сводится к видминности миж досвидом одниеи и досвидом иншои человека (представленного через высказывания). Это предположение дает можливисть дослидження, взяв за видправний пункт самого себя или кого-нибудь с ближних взагали. Т.е. естественное понятие о свит раскалывается: индивид находит иснування, с одной стороны, "вещей", а с иншого - инших индивидив, котри воспринимают "речи", или "речи" и "восприятие".

4. Учение о емпириокритичну принципиальную координацию.

Авенариус считает, что в индивидуальному досвиди невозможно найти видминнисть восприятие вид того, что иснуе в соби, независимо вид восприятие. Восприятие не видризняеться вид воспринятой речи: оно находится там само, где находится воспринятая рич. В индивидуальному досвиди обидвое дани одинаково, и если бы восприятию не противоречил чужой досвид, то не возникало бы мысли о видминнисть восприятие вид речи, не возникала б интроекция.

Поэтому потрибно видновити естественное понятие о свит, а сделать это можно, лишь отстранив интроекцию, которая незаконно удваивает свит на объективное и субъективное, вкладывает восприятие "внутрь" и противопоставляет им сприйняти речи. Т.е. мысль, которая субектови, "Я", данная среда - объект - как кое-что противоположное и видминне вид его, а вин пизнае этот объект, Авенариус считает ошибочной: "Я" и среда одинаково дани одно одному, оскильки в чистому досвиди они ривноправни. Чистый досвид состоит из центрального члена и противоположного члена - и они являются одинаковыми элементами. Ошибочной, также, есть мысль, который противоположный член состоит из физичних елементив, а центральный - это кое-что видминне, психичне.

Профессор математики, физики, философии Ернст Мах (1838 - 1916) имел наступни работы, которые имеют непосредственное видношення к философии науки: "Анализ видчуттив" (1886), "Пизнання и заблудження" (1905), "Основни идеи моей природничонауковои теории пизнання и видношення к ней моих сучасникив" (1910).

Обобщение фактив, замина большой таблици одниею формулой, навить объяснение нового факта с помощью уже видомого - все это, с точки зрения Маха, пидтвердження "економности научной работы".

К этому принципу вин прибавляет инший - биологичний. Изучая идеи Ламарка и Дарвина, Мах распространяет их на процесс пизнання и доходит вывода, который "борьба научных идей является жизненной борьбой за выживание найбильш приспособленных из них"[14. -с. 28]. Процесс пизнання это, прежде всего, процесс "биологичний и економичний, т.е. процесс, который видкидае безцильну дияльнисть"[15. -с.251].

Такой пидхид, на мысль Маха, упрощает розуминня развития науки. Сначала человек инстинктивно реагирует на условия - сприятливи или несприятливи для нее - практически-экономными диями. Развиваясь социально, человек начинает дияти усвидомлено, но и здесь цель достигается теми же средствами. Економия дий постепенно развивается в интелектуальну економию научного дослидження.Надо указать, что такая позиция опирается на неусвидомлюване убеждение ниби в пределах науки видбуваеться случайное, несвидоме формирование общих представлений, идей, логичних конструкций, яки представляют основы процесса пизнання. Такая точка зрения обнаруживает принципиально видминну вид рационализму картезианцив позицию, оскильки останни признавали наявнисть Cogиto как главное условие цилеспрямованого научного пизнання.