МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Потребность в комфортном социальном существовании задовільняеться через переутверждение силы или добропорядочности своего общества, своего сообщества, своей политической организации. Эта потребность задовільняеться через переутверждение силы и добропорядочности своего общества, своего сообщества, своей политической организации. Эта потребность задовільняеться с помощью общих действий - вместе плакать и смеяться, выбрасывать руку вперед, поздравляя фюрера, произносить одни и те самые слова - только так люди ощущают свое символическое единство. Итак, социальная солидарность - это требование общества, ритуал - необходимый элемент создания такой солидарности. И современные государства, и аборигены Австралии нуждаются в символах, чтобы создать, сформировать образ общей идентичности. Современные нациям, как и тотемічні кланы представляют себя людям через символическую репрезентацию коллективности. Положительные ритуалы (военные парады, демонстрации на поддержку своего кандидата) собирают людей вокруг этих символов и принуждают их ощущать себя словно одно существо, в тот же время как отрицательные ритуалы (импичмент, массовые выступления против общего врага) переориентируют национальные силы и выражают национальную солидарность через общую отрицательную реакцию. Еще 50 лет тому М.Лернер назвал конституцию США американским тотемом. Символическая ценность Конституции как уніфікуючои национальной силию, более значащая для людей, чем ее содержание. У американцев ритуальность сконцентрирована на Конституции, флаге, американской мечте, у британцев - вокруг монархии, которая вызывает массовый энтузиазм, у украинцев - на идее независимости собственного государства

Ритуал обеспечивает идеологическое оправдание властной структуре и усиливает ее через символическую интерпретацию. Его польза в политической жизни идет от того, что ритуал создает реальность власти, играет ее, обеспечивает ее аурой священності и традиционных ценностей. В ритуале соединяются баланс власти с моделью идентичности сообщества. Поскольку для каждого сообщества поддержка власти и защита идентичности является основной целью, которая в случае опасности может мобилизовать человеческую активность, ритуал является идеалом с точки зрения правящей элиты для создания имиджа реальности, который демонстрировал бы политический статус кво как интегральный компонент идентичности сообщества. С.Geerts в его книге о Театре Государства в Балле (19 ст.) демонстрирует как политический истеблишмент там приобретает форму организованного спектакля, который вводит властную структуру в коммуне, где "статус получался правителем, а роскошь была материальным выражением статуса", понимание чего требовало сложной "поэтики, а не механики власти". Государство черпало свою власть (и эта власть была довольно реальной) с імажінативних энергетических источников ее семіотичнои способности поэтизировать неровность [3]. Итак, ритуал стабилизирует существующие структуры, усиливает нормативную систему и воссоздает баланс власти, т.е. поддерживает социальный порядок.Путь, которым ритуал утверждает социальный порядок, не обязательно заключается в его репрезентации, или обеспечении оправдания базируясь на священных ценностях. Функция восстановления равновесия, как правило, выполняется ритуалізаціею конфликта или того, что М. Gluckman назвал ритуалом восстания. Функціоналістська точка зрения на социальную структуру признает существование напряженности и конфликтов в системе и ищет социальные процедуры и институты, которые бы направляли и обнаруживали потенциально деструктивные разногласия. Ритуалы сыграют именно эту роль. Общества как малые, так и большие (сложные), традиционные и индустриальные развивают ритуалы, которые выражают протест против существующего порядка, но не изменяют его. Они не выражают сомнение относительно базовых принципов социальной структуры, но выражают неудовлетворенность людей или групп, которые занимают низшие позиции и ощущают себя оскорбленными теми правилами, которые руководят их жизнью. Как отмечал Gluckman: "Эти ритуальные восстания происходят в рамках постоянной и освященной традиционной системы, в которой идет дискуссия о деталях распределения власти, а не о структуре системы как такую" [4]. Конфликт между группами и категориями выражается и материализуется в символическом поведении, неудовольствие демонструетьсяі временно создается реверсивный социальный порядок. Таким путем достигается психологический и социальный катарсис, и скрытая социальная напряженность, фрустрации, образы выражаются и направляются. Ритуал, который разрешает поведение, которое по нормальной схеме запрещена, выражает реверсивно нормальный, легитимный социальный порядок, и самый факт того, что восстание представлено в жестких рамках социального соглашения, и заканчивается в определенный момент, обычный реальный порядок получает качество природнього нормального, постоянного залога дел

Политические ритуалы сыграют важную роль в процессе наделения и лишение конкретных лиц властными полномочиями. Чтобы передать человеку власть над другими лицами, надо создать ситуацию, в которой бы другие люди увидели претендента на использование власти как-то специфично, чтобы признали за ним право отдавать приказы, влиять на поведение других людей, вершить их судьбы. Авторитет, вера в то, что человек имеет власть в своих руках, вещь самая по себе абстрактная, а люди могут понять, у кого есть авторитет, а у кого его нет только с помощью символов (ритуалов). Именно пройдя через определенный ритуал, человек, который не имел авторитету, силы, власти, в следующий момент становится авторитетным правителем. Поэтому формальная церемония вступления есть универсальной и необходимой для всех тех, кто занимает верховные должности во властной пирамиде. Ритуал президентской інагураціи, церемония коронации монарха - это момент культурной трансмиссии. Они объединяют прошлое и настоящее в символических актах припоминания, легитимизации, празднование. Ритуал мобилизует поддержку властного авторитета, символы помогают создать приемлемый образ власти над населением у самого населения. Человек становится монархом или президентом потому, что ее начинают воспринимать как монарха или президента. Ритуалами сопровождаются и процессы лишения власти (или скорше авторитета, ореолу святости власти) лідерівминулого.





Вернуться назад