Развитие логики у Украины

Главная - Логика - Развитие логики у Украины

Развитие логики у Украины

Есть основания считать, что некоторые труды античных мыслителей из логики стали известными в Киевской Руси уже в XI в. Наиболее известными среди античных мыслителей были Аристотель и Платон.

Письменные достопримечательности второй половины XV ст. (среди которых были и книги научно-естественного содержания : трактаты из метафизики и логики, астрономическая и астрологическая литература) свидетельствуют о культурно-литературном пробуждении в Украине. Именно в то время благодаря стараниям киевских книжников-вольнодумцев появляются переводы книг научно-энциклопедического характера под общим названием «Аристотелевьи вра-та», или «Тайная тайньйх», логических трактатов арабского философа XI — начала XII ст. Аль-Газали (так называемая «Логика Авиасафа»). Тогда же в Киеве была осуществленная компиляция староукраинским языком логических трудов средневекового еврейского ученого Моисея Маймонида. Она известна под разными названиями «Вещи Моисея Египтянина», «Словесница Моисея Египтя-нина», «Книга, глаголемая логика» и тому подобное. «Логика Авиасафа» и «Речи Моисея Египтянина» сыграли важную роль в распространении логических знаний, поскольку основательно знакомили читателей с основным содержанием «Органону» Аристотеля. Кроме этих трудов, в Украине на то время был известный трактат И. Дамаскина «Диалек-тика» (где рассматривались такие логические вопросы: соотношения универсального и единичного; определение рода, вида и индивида; собственного и случайного признаков; толкование аристотелевских категорий; диалектические методы: подразделение, определение, решение (анализ) и доведение).

В XVI ст. Украина испытала влияние Реформации. Росла сеть протестантских учебных заведений. Особенное влияние имела Ракивська академия, где училось около тысячи студентов, среди которых было немало украинцев. Логику и метафизику там читали известные ученые X. Стегман и X. Остородт.

Курс диалектики и риторики читали в братских школах на рубеже XVI — XVII ст., в частности во львовской школе, организованной Львовским Успенским братством. Правда, в это время наблюдалось негативное отношение к «Язьических любомудрцев» и их произведений, особенно философских и логичны. Это оказалось в советах И. Вишенського Львовскому братству (не удаваться к внешней философии, языческим Аристотелям и Платонив), в «Алфавите духовном» И. Копинського и других тогдашних авторов.

Однако негативное отношение к философии и логике постепенно поменялось к лучшему. Да, М. Смотрицький, который в значительной степени еще придерживался названной традиции, выражая негативное отношение к использованию философии и логики во время решения теологических проблем, содержанием своих трудов противоречил этой традиции. Он обратился к логико-дедуктивного выведению, логическим операциям и методам, разработанным западноевропейской схоластикой и усовершенствованных дальнейшим развитием философии. Подобное можно сказать и о 3. Копистенського, который тоже, вопреки традиции для аргументации своих взглядов в процессе изложения богословско-догматичных проблем, прибег к философским понятиям, логическим приемам и операциям, разработанным в западноевропейской философии.

Распространению логических знаний способствовала деятельность ученого кружка типографии Киево-печерской лавры. В это время наблюдалось движение от патристики к схоластике и гуманистическим идеям. Кстати, схоластику не нужно рассматривать как полностью негативное явление, поскольку она, абсолютизируя духовность, была «гимнастикой ума», обеспечивала то развитие абстрактного мышления и логического выведения, без которого невозможно было перейти к высшим этапам историко-философского прогресса, в том числе и гуманизму.

Логика была обязательным предметом изучения в Киево-могилянской академии. Правда, поскольку она скомпрометировала себя в средние века службой теологии, то как в Западной Европе, так и в Украине (в Киево-могилянской академии) некоторое время было модно подчинять логику риторике. Причем, каждый преподаватель риторики складывал собственный курс. Но в конечном итоге логика заняла одно из ведущих мест в системе лекционных философских курсов Киево-могилянской академии. О ее высоком авторитете в этом учебном заведении свидетельствуют многочисленные высказывания, имеющиеся в философских курсах, логику называли «глазами ума», «зарей мышления», «оракулом истины», «дорогой к мудрости». Большого значения предоставляли логике отечественные просветители. Они различали логику «естественную» и «искусственную», то есть логику как науку.

В конце XVIII — в начале XIX ст. проблемы логики изучал П. Лодий, который опубликовал результаты своих исследований в трудах «Логические наставлен» и «Теория общих правил». Значительный вклад в развитие логики сделал О. Потебня.В период советской власти в Украине формальную логику длительное время игнорировали, а то и критиковали как основу метафизического метода. Только во второй половине 40-х годов при таинственных обстоятельствах она была реабилитирована («молча»), и курс формальной логики введен к программам не только вузов, но и средних школ и некоторых специальных средних заведений образования (крайности тогда были нормой жизни). А через какое-то время курс логики изъяли из программ средних учебных заведений и большинства вузивських1. Современную же логику, в частности логику высказываний и логику предикатов, пренебрежительно называли логистикой. Лишь в 1961 г. Есть. Войшвилло прочитал в Киевском;государственном университете для преподавателей логики курс лекций по логике высказываний и логики предикатов. В то же время в Институте философии АН УССР начинали свою работу М. Попович и С. Крымский (а в Одессе — А. Уйомов). Эти киевские ученые и их ученики — С. Васильев и Есть. Ледников — сделали определенный вклад в развитие символической логики, логической семантики и семиотики и пробудили любопытство к этой сфере знаний.