Композиционные приемы в компоновании массы танцоров с солистами


В многофигурной композиции объединения действия отдельных персонажей с массой танцовщиков должно естественно вытекать с идейно-смыслового контекста произведения.

В традиционной народной хореографии при выполнении солистом дежурного коленца масса играла активную роль и никогда не была фоном для виртуоза-танцовщика. Позаимствовав этот принцип в народе, известный балетмейстер М. Фокин ввел его в свою практику, доведя несовершенство построения стариков балетных форм, в которых кордебалет выступал только в пассивной роли фиксатора-наблюдателя действия.

Эстафету от него переняли ведущие балетмейстеры, которые в своем творчестве по-новому "прочитали" некоторые традиционные приемы и дали им путевку у жизнь. Часть из них со временем начала использоваться в народносценичний хореографы, в частности и в украинской.

Рассмотрим самые типичные из композиционных приемов компонования массы танцоров с солистами.

Унисон - повторение массой движений, поз и ракурсов, которые выполнялись перед тем солистами.

Ярким примером этого при нему может быть первая часть "Запорожцев" П. Вирського. Напоминаем начало. Приоткрывается занавес. На кону 32 казака с копьями в руках. Взгляд всех направлено на молодого есаула, который стоит спиной к зрителю. Гремят тулумбасы. Есаул демонстрирует первый прием владения оружием. Все казаки повторяют его. За ним второй, и все четко фиксируется. Тулумбасы звучат немного тихше, казаки перестроились в круг, найжачившись копьями, тихо продвигаются по нему. Едва заметный сигнал и все вместе вступают в бой со врагом. Пики поднимаются снизу вверх и сразу же переводятся в центр круга. Это уже не обучение, а казацкий бой, который продлевается в фронтальной линии, когда казаки идут в отвесную атаку во главе с есаулом, подпевая: Тулумбасы, быстрее играйте, за казаком спешите".

Тема отвесной, стремительной атаки повторяется в финале постановки - в третий, последний, части. Проводя основную линию сюжета - верность военной обязанности, балетмейстер в третьей части будто продолжает военные игры, но уже с саблями, заканчивая их динамично, снова же таки фронтальной картиной на тему лесные "Засвистали козаченьки".

Синхронный унисон - централизованная массовая композиция во главе с героями, которые выполняют те или другие движения синхронно. Интересно использовали этот прием И. Мойсеев в хореографической композиции "Лето", П. Вирський в "Октябрьской легенде".

Противопоставление солистов массе танцоров - контрприйом синхронному унисону.

Для расширения амплитуды действия масса группируется в глубине кона, исполнителе строятся в горизонтальные, вертикальные, диагональные построения, изменяются направление движения, ракурсы и т.п.. В этом приеме балетмейстер для лучшего акцентирования действия солиста или, наоборот, массы использует простые, нейтральные фоны (кулисы, задники, ампликаций и т.п.), а также цветную гамму освещения, благодаря которой действие переносится в разные часы пор, делает намек на условные места действия (поле, улица, море и т. др).

Симметричные построения групп с солистами. Этот принцип использован в "Украинском свадебном танце". Значительное число основных действующих лиц: молодая, молодой, иметь молодой, первый сват, гармонист и другие - в своих действиях все время непосредственно связывает с массой, которая служит им не только действующим фоном, а и прежде всего образным действующим фактором: приезд молодого (елипсовидне круг с солистами, двойная обратная правая диагональ), выход молодой (обратная правая и левая диагонали), танец молодой и молодого (полукруг с солистами, два полукруга, которые транспонируются в два женских круга и мужской полукруг), танец матери и отца и, в конце концов, большой праздничный свадебный танец. В нем действующие лица не только танцуют вместе с массой, а и продолжают выполнять те или другие движения, или их комбинации на фоне всех танцоров или вместе с ними: соло бояр и дружка, молодой и свата, соло друга, первого свата, танец бояр, молодой и молодого и т.д.

В "Свадьбе" активное участие берут друзья молодого и молодой - россияне, молдаванины, узбеки, грузины. Постановщик чрезвычайно интересно подал здесь "кривой танец", на основе которого создал женский хоровод во главе с молодой.

Асимметрические построения с разным количеством участников мастерски использовал балетмейстер П. Вирський.

Двопланови, триплану построения групп. Интересные решения групп И мы имеем в постановках В. Михайлова "На Сечи Запорожской", Г. Закировой "Гопак".





Вернуться назад