Содержание и форма в народносценичному танцы

Главная - Культура - Содержание и форма в народносценичному танцы

Лишь бы понять тот или другое хореографическое произведение, необходимо выяснить его построение, соотношение частей, ведь определить, какими законами руководствовался балетмейстер, создавая танец. Ключ к правильному решению этих проблем положения о единстве формы и содержания. Вопрос это довольно широко освещено в специальной литературе. В данном разе затронем лишь отдельные аспекты, присущий украинскому народному хореографическому искусству.

Известно: содержание и форма не существуют одно без одного (любое содержание должен иметь определенную форму).

Музыкально-хореографическая форма - это воплощение определенного эмоционального-идейно-эмоциональное содержания хореографическими средствами, присущими тому чи другому народови, хореографической разновидности, исторической епоси. Это единство, совокупность всех хореографично-пластичних элементов, средств, приемов, которые используются как материал для воспроизведения образно-тематического эмоционального содержания. Среди движение, пантомима, жест, мимика; дальше - темпоритм, динамика, тембровая забарвленисть, - все это не только собственное музыкальное, но касается и хореографии.

Одной из исторических признаков музыкально-хореографической формы есть ее структура, которая объединяется с внутренней организацией, а не соотнесением композиционных частей к теме танца, т.е. архитектоникой.

В зависимости от содержания форма имеет свои, характерные только для нее особенности, которые и отличают ее с между форм, в которых оказывается другое содержание. Форма героического "Мы помним" совсем отличная от построения "Гопака" или "Шалантуха" и. т. д.

Таким образом, форма является внутренней структурой танца, средством воспроизведения, закрепление и существование содержания.

Единство формы и содержания диалектическая, неизбежно происходит переход содержания в форму и - наоборот. Образы, картины боя в композиции "Мы помним" является формой змалювання действительности, ни в одном разе героики Великой Отечественной войны, и вместе с этим не несут идейно - смысловую, содержательную нагрузку, обусловленная авторским задумом.

Если в отдельных элементах лексики и композиции усматриваем значение и смысл, т.е. содержание, они становятся для нас зумилими и ясными. Бесспорно, что в творческом процессе перехода формы в содержание последний имеет доминирующую роль, так как где он ищет себе соответствующую форму.

Как отмечалось выше, в диалектическом единстве содержание сыграет решающую роль: он более революционный, мобильниший; форма инертная, консервативная, пассивная. Между ними точится борьба, в результате которой форма обновляет, отвечая новому содержанию, этому выигрывает искусство, обогащаются лексика, композиция танца. В широком аспекте за пример можно взять из фольклорного танца - народносценичного, с классического и народносценичного - новой разновидности на льду и др). В вужчому масштабе целесообразно сравнить фольклорного и современного народносценичного оду ("Березка", "Рушничок", "Льонок" и т.п.). В хореографии всегда надо иметь в виду два стороны формы: ришиш (сюжет, драматургия, образность и т.д. ) и внешний, по подчиняется внутреннему (лексика, вне, жест, композиция, актерское мастерство и техника выполнения, цветная гамма, жанр, вид и т.д. ). Эта низменность кое-что условный, однако при исследовании творчески - конструктивных явлений и постановчий работе об этих аспектах единого процесса, связанного с содержанием, надо помнить, так как они взаимозависимые, взаимосвязанные и в высокохудожественных хореографических произведениях находятся . в абсолютной гармонии. Раскрытие определенной ситуации, сюжета требует характерной лексики, композиции и т.ин. , т.е. в данном разе внутренняя форма берет на себя функцию содержания, как уже говорилось выше. Затем, хореография отмечается двумя характерными факторами: идейно - тематическим содержанием и совершенством формотворчих структур, которые объединяются вокруг композиции.

Современные балетмейстеры всегда тяготеют к поискам новых форм, интонаций, тем не менее никогда не следует рассматривать новации в отрыве от содержания, а также от народных традиционных форм и сюжетов, которые всегда дадут творческое воодушевление искусству.

"Ни одна из форм танца не должна быть принята раз И навсегда. Наилучшая та, что наиболее полно воссоздает содержание, и важная та, что отвечает определенной задаче". В последнее время некоторые балетмейстеры неправомерно захватываются именно внешним боком формы: надуманные, неоправданные действием позы, дублирование отдельных, индивидуальных ракурсов для большого числа исполнителей, чрезмерное использование бытовых костюмов, помпезного, неумотивованого . действием оформления, резкого контрастного освещения и т.п.. Такие художники, наверное, забывают о внутренней стороне формы, в котором, если подойти к нему творчески, заложенные, в сущности, неиспользованные потенциальные возможности. Примеров этому имеем немало: расширение образно-пластического языка народного танца в послевоенные года и ныне, обогащение музыкального сопровождения, гармонии, симфонизации народной прикладной танцевальной музыки,, написание музыки именно для того или другого танца, сюиты, композиции. Здесь, как правило, видим органическое слияние музыки и хореографии. В свое время прекрасным примером для наследования было творческое содружество П. Вирського с Ващенком, Я. Лапинським, Б. Яровинським, А. Мухой, В. Рождественским, Веронського с К. Доминченом.