Категории эстетики

Главная - Культура - Категории эстетики

1. Категории эстетики

Наверное, каждый человек не раз в своей жизни встречалась со словом: «эстетичное». Оно издавна вошло в наше повсякдення и воображается обычным и понятным. Говорят: «эстетичное поведение», «естетика работы», «естетизация окружающей среды», «эстетичное измерение общественного отношения» и т.п.. Для того, чтобы выяснить сущность всех оттенков смысла, который внесено у понятие «эстетичное», необходимо зазирнути в глубокую давность истории, постигнуть своим представлением самые источники человеческой цивилизации. Человек живой в весьма разнообразном миру. И так было всегда. Но или всегда человек воспринимал его разноцветным, непостоянным и странным? Оказывается, что это далеко не так. В начале своей истории первоначальный человек исподволь завоевывал мир. Естественные вещи, которые ее окружали. она прежде всего воспринимала с той стороны, которое значение малая определенная вещь для человеческой деятельности. Так формировалось ценностное отношение, которое демонстрировало, какое значение имел предмет для человека, т.е., как он (предмет отношения) соотносился с человеческими нуждами. И только намного позднее человек научился отделять свое субъективное отношение от объективной сущности предмета и исследовать то, которым есть предмет сам по себе, т.е. то, что, наконец, отразилось в познавательной потребности человечества. Если попробовать сравнить эти два типа человеческого отношения к бытию за некоторыми критериями, дойдем выводов:

- за временем возникновения познавательная потребность сформировалась намного позднее, чем ценностное отношение: надо было пройти какому-то длинному промежутку времени, чтобы осознать отличия между объектом и субъектом деятельности, т.е. у человека должна была сформироваться способность к абстрагированию и самоабстрагированию;

- со стороны наличия влияния личности надо указать, что ценностное отношение содержит максимум субъективности, когда в познавательном отношении человек стремится к тому, чтобы как можно меньше влиять на качестве предмета;

- логически вытекает и то, что в познавательном отношении оказываются свойства самого объекта, а в ценностному - перекрещиваются свойства как объекта, так и субъекта.

Итак, во-первых, эстетичное - это ценностное отношение к окружающему миру. Но эстетичная оценка двойная: с одной стороны, - это ценность, т.е. признание того, что эти качества присущий объекту. Например, зимнее утро есть солнечному, морозным, с прозрачным воздухом. Из другого, - это оценка того, кто чувствует себя таким утром бодрым, молодым, веселым, счастливым. Итак, только в таком случае имеющиеся качества переводятся в субъективный план и обеспечивают статус личностной оценки.

Во-вторых, любой тип ценностного отношения функционирует в повседневном бытии общественного человека, который предопределяет социально-психологический характер ценностного отношения, а впрочем и эстетичного. В будничной жизни ценностное отношение оказывается в форме чувства, переживание, желание, воли. Относительно этого эстетичное отношение существует как эстетичное восприятие, эстетичное переживание, эстетичная оценка, эстетичный вкус и т.п.;

В-третьих, со временем ценностное отношение человека дифференцировалось, вследствие чего отделились ценности, которые образовали представление людей о полезном и пригодном, которые могут удовлетворить жизненные нужды человека, т.е. утилитарные ценности; особую группу составили ценности, которые обозначили осознание поступков в мижособистих отношениях с точки зрения добра, благородства, справедливости, т.е. этические, моральные ценности; в такой самый способ отделились религиозные, политические, правовые ценности. Другими словами, в процессе дифференциации ценностного отношения состоялась их локализация в разных областях человеческой деятельности. Но эстетичные ценности на самом деле не имеют такой локализации. Люди способные эстетично оценить любое явление в живой и безжизненной природе, лицо, ее внешний вид, внутренний мир, поступки, результаты работы в разных видах деятельности: в технике, науке, искусстве и т.п..

Предметом эстетичного осознания становится и общественное отношение, и частная жизнь в целом. Человек действует как субъект эстетичной оценки во время работы и досуг, занятий спортом и выяснение каких-то бытовых дел. Именно в этих, на первый взгляд, никогда не сходящихся измерениях человеческого бытия, содержится собственная специфика эстетичного: оно имеет всестороннее проявление. Сравним: этическая ценность поступка одновременно имеет эстетичный смысл, так как добрый поступок, то есть всегда красивый поступок. Полезная вещь, чтобы быть удобной и приносить наслаждение, должны быть и красивой. Относительно эстетичной оценки любого явления действительности в истории эстетики было высказано множество (чаще противоположных) суждений. Но исходя из генезиса самого термина (напомним, эстетичное - это чувственное, то, что возможно воспринимать чувствами), следует отметить: эстетичная оценка обозначает то, что доступное непосредственно чувственному восприятию и переживанию. Но что же воспринимается чувствами? Слухом - веселая или печальная мелодия, разговор любимого человека, пение птиц, плач ребенка; зрением - цвет цветка, лицо матери, величие морского пространства; нюхом - благоухание цветов, ароматность вкусного кушанья или смрад груды мусора и т.п.. Т.е. каждого раза чувствами человека воспринимаются форма предмета, явление, поступок и т.п. не только как самостоятельная ценность, но и как проявление организованности, упорядочение, структурной оформленности содержания. Форма в последнем случае воспринимается как мера, степень, показатель оформленности, упорядочение содержания.

В истории эстетики существовали разные взгляды на сущность и природу эстетичного. Длительное время эстетичное отождествлялось с прекрасным, а в собственную категорию отделилось лишь в XVII ст.

Представители первой, так сказать, модели эстетичного считали и считают, что оно является результатом одухотворения мира божьим начинанием или идеей (Платон, Фома Аквинский, Блаженный Августин, Г. В. Ф. Гегель). Другое представление об эстетичном сложилось у последователей субъективного идеализма (Б. Кроче, Н. Гартман, Ж. Поль и др. ), которые признавали, что действительность есть эстетично нейтральной, а свое эстетичное измерения она приобретает лишь тогда, когда субъект проектирует на нее свое духовное богатство. Особое представление об эстетичном сложилось у французских материалистов, которые считали его естественную принадлежность за качество предмета или явления рядом с цветом, размером, весом. Были в истории эстетики и другие суждения об эстетичном. Но наиболее аргументированной видится точка зрения, согласно которой эстетичное - это единство объективных особенностей предмета и субъективных качеств того, кто его воспринимает.

Итак, эстетичное обнаруживает тип отношения человека к действительности, которое за своими характеристиками есть ценностным, оценочным, осо-бистисним, индивидуальным, чувственным. В процессе реализации этого отношения личностью оцениваются формы бытия, которые она воспринимает через свои чувства. Субъектом эстетичной оценки могут быть личность, социальная группа (семья, коллектив и т.п.), общество и человечество в целом. Причем к мировой казне эстетичных ценностей попадаются лишь те, которые удовлетворяют общечеловеческие нужды духовного освоения действительности. Поэтому к приведенным характеристикам эстетичного следует прибавить их определение как общечеловеческих, где индивидуальная эстетичная оценка приобретает свое высшее развитие в том случае, если нужды личности совпадают с общечеловеческими ценностями.

В эстетичном отношении, учитывая ее особенности, человек осуществляется, исполняется как целостная, всесторонне развитая, гармоническая личность. Эстетичное развитие человека обнаруживает степень ее освобождения от естественной необходимости. Хотя этот тезис не содержит в себе суждение о том, что эстетичное развитие заменяет человеку сон, пищу, одежда, отдых и т.п., т.е. так называемые гостиные (жизненно необходимые) нужды. Но эстетично развитая личность удовлетворяет нужды в пище иначе, чем эстетично неразвитая. Для эстетично развитого человека, даже проголодавшейся, важная не только наличие самой пищи, но и привлекательность ее внешнего вида, место, где она может угомонить голод, манера пищи и т.п..

Эстетичное развитие общества демонстрирует историческую меру гармонии естественной и социальной, та степень духовного бытия общества, где чувственная потребность может быть удовлетворена без имеющегося физического владения предметом, например, ощущения радости от общения с другом, наслаждение от прочитанной книги, увлечение от увиденной картины и т.п.. В этом смысле И. Кант называл эстетичную деятельность бесполезной, т.е. такой, что не несет непосредственной практической пользы. Эстетичное - это понятие, которое характеризует чувствительная сторона всемирно-исторической практики человечества, которое отстраняет противоречие между свободой и необходимостью человеческой работы. Деятельность, к которой человек чувствует интерес, становится для нее не только способом заработка средств существования, но и мероприятием самореализации, самоутверждение, где человек оказывается как свободная и уникальная, неповторимая личность. В социальной практике эстетичное имеет разностороннее проявление. Осознание принципиальных типов эстетичного отношения к действительности отразилось в создании главных эстетичных категорий, т.е. основных форм эстетичного, или его модусов: прекрасное, безобразное, приподнятое, низкое, трагическое, комическое, что, в свою очередь, связано с теоретическим воспроизведением процесса возникновения первостепенных типов человеческих чувств: радости, увлечение, гнева, отвращения, страдание, боли, смеха и т.п.. Одновременно человечество выработало ряд понятий, которые воссоздают механизм формирования и развития эстетичного отношения как на равные общества, так и на равные личности: эстетичное сознание, эстетичное деятельность, эстетичный вкус, эстетичная оценка и т.ин.

2. Прекрасное и безобразное.

Секрет красоты - это загадка жизни. Растолковать его означает понять источники человеческого бытия. Над этой тайной человечество розмирковуе много веков. Все данные представления можно обобщить в таких моделях.

Первая модель состоит в потому, что прекрасное понимают как печать, или воплощение Бог (абсолютной идеи) в конкретных вещах или явищах.

Вторая модель содержит в себе понимание человека как начала, источника прекрасного, которая наделяет эстетично нейтральную действительность богатством своего духовного мира. В представлении приверженцев упомянутой точки зрения человек словно проектирует, «набирает взаймы» явлениям действительности их эстетичный вимир.

На противоположность этому последователи третьей модели в понимании прекрасного видят в нем естественное проявление качеств явлений действительности, близкое к их естественным особенностям - весы, размера и т.п..

Четвертую модель прекрасного составляют представление тех мыслителей, которые определяют его в соотношении особенностей жизни с человеком как мерой красоты. В конце концов, пятая модель понимания прекрасного возникает из представление о том, что оно действительно воспроизводится в процессе встречи объективных качеств с субъективным восприятием человека. Но не любые объективно существующие качества действительности ведут к оценке их человеком как прекрасных, а лишь те, которые совпадают с представлениями о совершенной вещи, явлении, отношении и т.п..

Итак, прекрасное - это высочайшая эстетичная ценность, которая совпадает с представлениями человека о совершенстве или о том, что оказывает содействие усовершенствованию жизни. Прекрасное как категория эстетики имеет несколько особенностей:

- действительность содержит в себе объективную основу, основания прекрасного, что отразились в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма и т.п.. Но справедливо отметить, что идеальная симметрия временами воспринимается человеком не как проявление совершенной жизни, а как проявление смерти, а иногда нарушение симметрии, ритма, гармонии - как проявление жизни, которая развивается и совершенствуется. Вспомним по этому поводу оскорблений панночки из гениального гоголевского произведения «Ресниц»;

- прекрасное имеет исторический^-исторический-конкретно-исторический характер. Например, представление о женской красоте в античных времена, средневековье, Нового времени и в XX ст. существенно отличаются;

- представление о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни личности, социальной группы и т.п., т.е. от их образа жизни. Например, утонченность и изысканность дворянок в крестьянской среде XIX ст. воспринимались как признак болезни, слабости и т.п.;

- идеал прекрасного определяется также особенностями национальной культуры. Учитывая это красивая, привлекательная девушка на Востоке сравнивается с месяцем, а у славян - с березкой;

- понимания прекрасного предопределяется уровнем индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетичного вкуса, обычаев и средств эстетичного воспитания в семье, в близком окружении и т.п.;

- прекрасное имеет специфическое проявление в разных сферах действительности. Имея на внимании природу, отмечается прежде всего форма ее явлений. В человеке как прекрасное можно оценить ее внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты ее деятельности. В обществе предметом эстетичной оценки становится степень совершенства общественного отношения. Человечество выработало особый орган духовной жизни, особую его форму - искусство, - которая представляет собой специально отобранную и оформленную действительность, где всегда прекрасной (т.е. совершенной) должна быть форма, но прекрасное может стать (и становится) предметом художественного осознания, которое связано с содержанием художественного произведения. Старинные греки нашли специальный срок - калокагатия, - который означает совпадение в явлении действительности прекрасной формы и прекрасного содержания.

Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория связана с оценкой тех явлений, которые вызывают человеческое негодование, неудовольствие вследствие дисгармонии, диспропорцийности, неупорядоченности, и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Однако безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь, которая оказывается в некоторых аспектах:

- безобразное в отрицательной форме содержит представление о положительном эстетичном идеале и отбивает скрытое требование или желание возрождения этого идеала;- прекрасное и безобразное можно рассматривать как периоды развития одного и того же явления, процесса. Особенно откровенно эта связь наблюдается в природе. Вспомним слова шекспиривсь-кого Гамлета о том, что даже такое божество, как Солнце, рождает червей, пестуя лучами то, что умерло. В. Шекспир считал такое преобразование свойством природы и общества;

- наконец, прекрасное и безобразное соотносительные. Еще Гераклит мудро отметил, что прекраснейший из обезьян есть отвратительной в сравнении с человеком, а наймудриша человек в сравнении с Бог кажется обезьяной - и за мудростью, и за красотой, и за всем останним.

3. Приподнятое и низкое.

Отличают внешнее проявление безобразного - гниение, болезнь, распад - и внутренний. Относительно человека - это моральное расписание, моральная деградация. Исследованию этой проблемы посвященное большое художественное наследство. Вспомним пьесу Л. М. Толстого «Живой труп», повесть А. П. Чехова «Ионич», пьесу М. Кропив-ницького «Глитай, или же Паук», романы О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», О. Бальзака «Шагреневая кожа» и т.п..

Итак, если человек узнает воплощенные в жизни свои идеальные представления о действительности или том, что оказывает содействие ее усовершенствованию, то она воспринимает такие явления как прекрасные; если встречаются с распадом жизни, с дисгармонией внешней или внутренней, то это оценивается как безобразное. Поэтому прекрасное - высочайшая положительная эстетичная ценность, а безобразное - отрицательная эстетичная ценность. § 3. Приподнятое и низкое

Приподнятое - категория эстетики, которая отбивает совокупность естественных, социальных и художественных явлений, которые являются исключительными за своими количественно-качественными характеристиками, благодаря чему они выступают как источник глубокого эстетичного переживания.

Чтобы выяснить специфику приподнятого, целесообразно сравнить эту эстетичную категорию с прекрасным:

- если прекрасное всегда несет в себе человеческую меру, то приподнятое - это превышение меры, т.е. приподнятое - это то, что поражает человеческое представление силой или масштабом своего проявления;

- прекрасное - это то, что, как правило, освоено человеком, иначе говоря, это область человеческой свободы. Приподнятое - всегда что-то непонятное, это область свободы в перспективе, область несвободы в сегодняшнем понимании. Приподнятое - колоссальное, могущественное, что превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, стремясь противостоять им, постепенно покоряя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, приобретает свое истинное, земного бессмертия, которое опирается на действие и творчество.

Учитывая эти особенности приподнятое связанное не только с сильными положительными эмоциями (увлечение, захват), но подобные явления способны вызвать чувство трепета, священного ужаса и т.п.. В индивидуальной и общественной жизни как приподнятое оцениваются поступки, действия, отношения, которые поражают нас величием души, силой чувств, благородством поведения. Поэтому приподнятое в общественном бытии тесно сплетается с положительными этическими ценностями.

Все эти художественно осознанные явления составляют сферу приподнятого в искусстве. История искусства знает специфические жанры для создания похожего эффекта: эпопея, гимн, ода и т.п., а также художественные системы, идеал которых построен на представлении о приподнятом, например класицизм.

Низкое - категория эстетики, которая воссоздает предельно отрицательные явления действительности и особенности общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у человека соотносительную эстетичную реакцию (презрение и пренебрежение).

Как низкие воспринимаются явления, которые скрывают в себе, содержат угрозу для жизни человека, ее достоинства, самоуважения, которые мешают процессу самореализации личности. Через это низкое связано с проявлениями бездуховности, аморального поведения. За своими качествами низкое есть противоположным приподнятому, имеет общие черты, с одной стороны, с безобразным, а, с другого - с трагическим и комичним.

4. Трагическое и комичнеу жизни встречаемся не только с явлениями, которые вызывают радость, но и с тем, от чего много страдаем, не только ощущаем гнев, пренебрежение, но и грустим. Наиболее общечеловеческий повод к печали - это перспектива собственной смерти или смерти близких. Человек, достоверно, никогда не способная будет змиритися с неизбежностью оставления земной жизни. Каждый человек старается понять это жизненное, экзистенциальное противоречие между желанием жить вечно и неизбежностью смерти. Отображением и осознанием данного разногласия и стало трагическое в своем первоначальном понимании. Но как его решить? Имеет ли человек шанс преодолеть смерть? За всех возрастов человечество находило на такие вопросы разные ответы, виднаходило новые средства смилостивиться над естественной сущностью человеческого существа. Но каждого раза акцентировалось на качестве жизни, на ее смысле, ценностях, преимуществах. Хотя человек побросает жизнь без возврата, она. остается жить в живых: культура сохраняет все, что прошло, она - позагенетична память человечества. Сознавая гибель неповторимой индивидуальности как развал целого мира, трагедия вместе с тем утверждает силу, бесконечность вселенной, несмотря на оставление его конечным существом. Да и в собственно конечном существе трагедия находит вечные черты, которые роднят личность с человечеством и вселенной, конечное - с нескинченним.

В трагедии, как считал Гегель, гибель не является только уничтожением. Она означает также и хранение в преобразованном виде того, что в данной форме должны погибнуть. Гегель противопоставляет человека, свободный от «рабского сознания» и способную жертвовать жизням ради высших целей, существу, которое придавлено инстинкт самосохранения. Трагический герой - носитель чего-то, что выходит за пределы индивидуального бытия (власти, принципа, любой сверхъестественной силы), что свободно и сознательно избирает свой путь. Поэтому трагическое - это категория эстетики, которая отбивает диалектику свободы и необходимости, воплощая наиболее острые жизненные противоречия (коллизии), прежде всего, между исторической необходимостью и практической невозможностью ее осуществления. Таким образом, в центре трагического - конфликт между тем, что человек может (необходимость), и тем, чего она алкает, к чему стремится (свобода).

Трагический герой - это личность, которая сознательно и свободно избирает свой путь, понимая, что его неизбежно за этот выбор ждет страдания или даже смерть. В своей истории человечество по-разному понимало те силы, которым противостоит человеческая воля:

- в античных времена трагический конфликт понимался как столкновенье неминуемого фатума и свободного выбора личности. В искусстве был создан особый тип трагического героя (царь Едип, Прометей и т.п.); трагическое совпадало с героическим: предназначенное судьбой есть неминуемым, но величие личности оказывается в потому, что она действует свободно, воспринимая и чувствуя все, что произошло за волей богов, как собственное волеизъявление, демонстрируя готовность нести личную ответственность за свою жизнь; во времена средневековья источником трагического считали божескую волю, за которой человек или свободно идет следом, или, делая собственный выбор, противостоит. Наиболее полно этот конфликт и тип трагического героя воплотился в оскорблении Христоса. В средневековье трагическое означает мученическое, его логика такая: утешься, так как бывают страдания худшие, а мучения более тяжелые в людей, которые менее, чем ты, заслуживают на это. Такая воля Бог. Под спудом трагедии жило обещание потусторонней справедливости. Утешение земное (не ты один страдаешь) усиливается утехой небесной (на том миру ты не будешь страдать, так как тебе отплатится по заслуге);

- начиная из Нового времени, трагический конфликт вступает в силу и значение столкновенья в сознании человека собственных ценностей и ценностей общества. Необходимость познается как созданные обществом социальные условия. Рождается новый тип трагического героя (Гамлет, Дон Кихот, Фауст) - творец личной жизни, его соавтор вместе с жизненными обстоятельствами. Главный пафос трагического - преодоление границ человеческой несвободы и утверждение высших идеалов. Поэтому трагическое - это утверждение прекрасного.

В искусстве еще в античных времена Аристотелем была сформулирована цель трагического - катарсис: чувство, которые изображены в трагедии, очищают чувство зрителя, читателя, слушателя и т.п.. Как алмаз можно отшлифовать только алмазом, так как это найтвердиша вещество на Земле, так и чувство можно шлифовать лишь чувством, так как это тончайшая, найтендитниша вещь во вселенной. В этом оказывается связь между приподнятым и трагическим: приподнятое возрождает в ответ высокие чувства.

Таким образом, трагическое раскрывает гибель или тяжелые страдания личности, незаменимость ее потери; бессмертные общественные ценные начинания, которые заложены в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества; высшие проблемы бытия; общественный смысл жизни человека, активность трагического характера относительно условий; философски осознанное состояние мира; исторически нерешенные противоречия: трагическое, воплощенное в искусстве, плодотворно действует на людей в плане очищения и подъем их чувств. Комическое связанное с тем, что история осуществляется не только через трагедию, но и через комедию. Гегель говорил об иронии истории, а К. Марксу принадлежит известное высказывание о том, что все в истории повторяется дважды: как трагедия и как фарс. Сущность комического, как и трагического, состоит в разногласии. Но качество последней, что оценивается как комическое, - другого рода: комизм - результат контраста, разлада, противостояние безобразного прекрасному, низкого - приподнятому, внутренней пустоты - внешнему виду, который претендует на значимость. В комическом противоречии присутствуют два противоположных начинания, первое из которых считается положительным и предрасполагает к себе внимание, но на самом деле оборачивается отрицательным свойством. Комическое, как и любое эстетичное явление, есть социальным. Оно находится не в объекте смеха, а в субъекте, т.е. в том, кто воспринимает противоречие как комическое. Комическое необыкновенной мерой связанное с общей культурой общества и человека. Низкая культура всегда агрессивная. Такой человек несостоятелен терпеть расходящиеся взгляды, мысли, преимущества других. Наоборот, человек, который владеет высокой культурой, способна анализировать поведение, отношения не только других людей, но и самой себя, что является свидетельством присутствия у нее чувство юмора, развитого, живого ума, яркого воображения, фантазии.

Общество, которое способно относиться с юмором к своим недостаткам, чувствует в себе силу к их преодолению и усовершенствованию, т.е. расширяет границе собственной свободы. Гегель писал о том, что общее основание комедии - это мир, где человек как субъект сделала себя полным хозяином того, что имеет значение для нее как важное содержание ее знаний и свершений, мир, целые которого разрушают через то самых себя своей несущественностью. Источником комического может стать не только подмена смысла и содержания, но и нарушение меры, создание иллюзии. Например, мечтать может каждый человек, но когда она, кроме этого, ничего более не делает, рождаются манилови: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил вон в том, как бы хорошо было, если бы вдруг вот дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались одними словами». Комическое, таким образом, связано со свободой человека и общества, с освобождением их от разных недостатков, т.е. также является утверждением прекрасного, но через возражение всего, что мешает усовершенствованию жизни.

Главными средствами создания комического эффекта есть гротеск (контраст реального и химерического) и гипербола (преувеличение).

В зависимости от отношения к предмету комического осмеяния различают формы комического:

- юмор - особая форма комического, которая отличается беззлобным отношением к недостаткам жизненных явлений, поведения людей, способна вызвать лишь приязненную улыбку. Юмор основывается на использовании средств остроумия и игры слов;

- сатира - форма комического, сущность которой состоит в потому, что путем использования особых средств и приемов достигается критика недостатков, пороков, разногласий социальной действительности как такая, что уничтожает их;

- ирония - форма комического, что представляет собой скрытая насмешка, взрывная сила которого замаскирована серьезной формой. Она обнаруживает конфликт никчемного содержания с внешне приличной, респектабельной формой;

- сарказм - форма комического, что вызывает донимающий смех, который содержит в себе разрушительную оценку разных отрицательных явлений личной и общественной жизни. Сарказм близкий к иронии, но это придирчивая, злая ирония. Отрицательная оценка здесь воплощена более выразительно и четко, чем в иронии.

Итак, эстетичное - это специфическое чувственное духовное отношение человека к действительности, в процессе которого в соотношении со своими идеальными представлениями о совершенном, прекрасное и гармоническое субъект оценивает формы разных проявлений бытия. В зависимости от типа эстетичных оценок, которые вызваны этими явлениями, отделяются основные формы эстетичного, его модусы, которые в истории эстетики получили статус основных эстетичных категорий: прекрасное и безобразное, приподнятое и низкое, трагическое и комическое и т.п.. Прекрасное - это положительная эстетичная ценность, центральная эстетичная категория, безобразное - ее диалектический антипод. Приподнятое связанное с исключительными в положительном смысле проявлениями действительности, предельное отрицательные явления обобщенные в категории низкого. Трагическое и комическое связанные с прекрасным как с целью, где, с одной стороны, утверждается достоинство и свобода человека, а с другого - отрицается все то, что мешает этому утверждению. Висновкиестетичне - это специфическое чувственное духовное отношение человека к действительности, в процессе которого в соотношении со своими представлениями о совершенном, прекрасное и гармоническое человек оценивает формы разных проявлений бытия. В зависимости от типа эстетичных оценок, которые вызваны этими явлениями, отделяются основные формы (модуле), которые в истории эстетики получили статус основных эстетичных категорий: прекрасное и безобразное, приподнятое и низкое, трагическое и комическое и т.п..

Литература

Алешина Л. О. О вежливости, в такте, в деликатности. - Г. , 1986.

Аронов В. Р. Дизайн и искусство. Сэр. «Эстетика». - Г. , 1984. - № 2.

Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - Г. , 1968.

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII в. - Г. , 1962.

Байбурин А. К. , Торопков А. Л. В истоков этикета: Этнографические очерки. - Л. , 1990.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М. , 1975.

Бахтин М. М. К философии уступка // Философия и социология: наука и

техника. - Г. , 1986.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. - Г. , 1995.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - Г. , 1986.

Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. - Спб. , 1996.

Безруких М. М. Я и другие. Я или правила поведения для всех. - Г. , 1991.

Белый А. Символизм как миропонимание. - Г. , 1994.

Борев Ю. Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. - Г. , 1977.

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. - Смоленск, 1997.

Брунов Н. И. Барокко в России. - Г. , 1926.

Быстрицкий Э. К. и др. Бытие человека в культуре (опыт онтологического

подхода). - К. , 1992.

Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. - К. , 1991. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - Г. , 1966.

Введенская Л. А. , Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - Ростова-на^-Дона, 2000.

Вейдле В. В. Умирание искусства. Размышления в судьбах литературы и

художественного творчества. - Спб. , 1996.

Вермео А. , Вермео О. Мэтры мирового сюрреализма. - Спб. , 1996.

Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. - Г. , 1970.