Социальная природа и функции искусства


1. Основные функции искусства

Искусство есть полифункциональным. Исследователи определяют разное количество функций, но, независимо от количества, все эти функции взаимосвязанные, поскольку произведения искусства существуют как целостное явление, которое предусматривает целостное восприятие.

Общественно-преобразующая и компенсаторная функция (искусство як деятельность и «утеха») имеет свое проявление як идейно-эстетичное влияние на людей. Благодаря этой способности искусство привлекает людей к целенаправленной деятельности, которая трансформирует общество.

Художественное творчество представляет собой процесс преобразования (в представлении) фактов действительности, материала то самого человека. Идеалы гармонического человека пробуждают активность каждого создавать самого себя в этом направлении, т.е. утверждают в действительности то, что желательное, реальное, на самом деле компенсируя то, что есть недостаточным для полноценной жизни человека.

Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвита) признавалась в истории эстетики не всеми мыслителями. Многие из них сомневались в познавательных возможностях искусства. Так, Платон видел в нем тень теней, а Гегель - низшую форму познания истины. Без сомнения, познавательная возможность искусства несравненная с возможностями науки относительно установления и выяснение объективных свойств действительности. Но искусство познает действительность спиввидносно с человеком, во всем богатстве форм, которые воспринимаются человеческой чувственностью. Это дает возможность искусству открывать новое в известному или новые процессы в потому, что уже признано (например, открытие Л. Толстым «диалектики» человеческой души или Ф. Достоевским «двойственности»).

Искусство выступает средством просвити, передачи опыта, фактов жизни, а также средством обучения, передачи привычек мышления, обобщение системы взглядов. Поэтому его справедливо называют «учебником жизни».

Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира) разрешает увидеть в художественном произведении представления художника о миру в целом. Целостная концепция представлена в формах, которые чувственно воспринимаются, в них эмоционально воплощенные представления о миру, человеке и месте человека в мире (например, концепция мира в «Божественной комедии» Данте Алиг'ери или в «Фаусте» Йоган-на Вольфганга Гете).

Функция предусмотрения («кассандривське начало», или искусство как увещевание) имеет свое проявление в потому, что, подобно к античной Кассандри, которая пророчила гибель Трои во времена ее расцвета, искусство способно прогнозировать будущее. В этом искусство соотносится с человеческой интуицией, которая осуществляет прыжок через разрывы информации. Поэтому в фантастической литературе часто предполагается появление тех или других технических достижений (например прообраз субмарины в романах Ж. Верна или лазера в О. Толстого). Однако намного важливишими есть социальные предусмотрения, прогнозы относительно будущего человека и общества. Специально этому посвященный отдельный жанр - утопии и антиутопии (например, роман Е. Зам'ятина «Мы» или, фильмы А. Тарковського), но предусмотрительным потенциалом владеет искусство в целом.

Информативная и коммуникативная функция (искусство как сообщение и общение) заключается в том, что произведение искусства - это определенная знаковая система. Как и любая знаковая система, искусство имеет свой код, «ключ» к которому воплощен в особенностях данной культуры, ее содержании.

Художественное общение представляет собой обмен культурными содержаниями, который предопределяет привлечение к определенной культуре, ведь - не только знание своей культуры, но и знакомство с культурой других народов, других эпох. Искусство объединяет людей. Так, единым фактором, который объединил разрозненных неаполитанцив, римлянинов, ломбардцив, было искусство Италии XVIII-XIX ст. Воспитательная функция (искусство как катарсис формирования целостной личности) дает возможность художественному произведению влиять на состав мыслей и чувств человека в целом. Еще пифагорейцы заметили, что искусство очищает личность, а Аристотель ввел понятие «катарсиса», что означает процесс очищения с помощью возникновения похожих почуттив.

Искусство разрешает пережить много человеческих судеб, тем самым расширяя исторически ограниченный опыт жизни личности, разрешает ей ощутить все многообразие опыта человечества.

Сугестивна функция (влияние на несознательное) состоит в потому, что искусство способно навевать определенный состав мыслей и чувств. Эмоциональное влияние искусства в самый раз и характерный тем, что действует непосредственно, прямо на чувство того, кто воспринимает, минуя на этом равные рациональные запреты. Это качество имеет наибольшую силу, которая способная влиять на личность, совершенствуя или разрушая ее.





Вернуться назад