Генеза эстетичной мысли в западноевропейской культуре


1. Первоначальное общество

Для первоначальной культуры характерное единство, синкретизм утилитарного и художественного элементов. Воображение человека о миру еще не сформировалась. Самый человек и общество рассматриваются как часть окружающего мира, отображенного в мифах. Мифологическое мышление формировалось на основе практического отношения к миру. Миф в значительной мере был связан с развитием фантазии, воображения и сначала сопровождал магические ритуалы и обряды. Установление магических причин взаимосвязи естественных или общественных процессов дополнялось фантастическими антропоморфными связями и отношениями. Мифология - это форма общественного сознания, средство понимания взаемопов'язаности и причинно-следственной обусловленности естественной и социальной действительности как одного целого, направленная на преодоление фундаментальных противоречий человеческого существования, на гармонизацию отношений личности, общества и природы. Содержание мифа воображалось первоначальному сознанию реальным, так как воплощал коллективный, «надежный» опыт осмысления действительности множеством поколений. Этот опыт служил предметом веры, а не критики. Мифы подтверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и устанавливали определенные нормы поведения. Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» было, во-первых, то, что первоначальный человек не выделял себя из окружающей естественной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло нераздельность, было неотделимо от емоцийно-афектной, проворной сферы жизни человека и его психики. Следствием этого явилось наивное очеловечение всей природы, общая персонификация, метафорическое сопоставление естественных, социальных и культурных объектов. На естественные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась приподнятость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфнисть, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты естественных объектов, особенно животных. Определенные силы и способности могли быть пластично выраженные багаторукистю, багатоокистю, найдивовижнишими трансформациями внешнего образа; для мифа характерно, что разнообразные духи, боги и герои, а тем самым и представленные ими стихии, естественные объекты и человеческие способности были связаны родовыми-родительными-семейно-родовыми отношениями. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, средством объяснения его настоящего состояния. Важнейшая функция мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для имитации и воспроизведение, мифические герои одновременно «излучают» магические духовные силы, которые продолжают поддерживать порядок, установленный в природе и обществе.

Поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Она осуществляется с помощью ритуалов. В них мифическое время и герое не только изображаются, но будто возрождаются с их магической силой, события повторяются и заново актуализируются. Миф и ритуал составляют две стороны - так сказать, теоретическую и практическую - одного и того же феномена: обеспечение «вечного возвращения» и непрерывности естественных и жизненных циклов, сохранение когда-то установленного порядка. Итак, основными свойствами мифа есть: конкретность события; телесность, осяжнисть действующих сил; эмоциональность изложения; проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира; чувствительное восприятие окружающего; образность рассказа Мифология е древнейшим, архаическим идеологическим образованием, которые имеет синкретический характер. В мифе переплетенные зачаточные элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, который осуществлялся музыкально-хореографическими, «передтеатральними» и словесными средствами, имел свою скрытую, неосознанную эстетику. Искусство со временем целиком отделилось от мифа и ритуала, но сохранило специфическое объединение обобщений с конкретными представлениями. Сохранилось и широкое оперування в нем мифологическими темами и мотивами.

2. Античность: Старинная Греция и Старинный Римантична естетика развивалась в Давней Греции и Риме. Она имела своим истоком мифологические представления, которые сложились в первоначальном обществе. Для них характерный подчеркнутый космологизм. Космос, на взгляд античных мыслителей, хотя и пространственно ограниченный, но характеризуется гармоничностью, соразмерностью и правильностью следования, которое происходит в нем, структурно и ритмически оформленный, поражает приподнятым величием. Он выступал как воплощение высочайшей красоты. Все другое наделялось красотой лишь в той мере, в которой оно приближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как имитация космоса. Подобные представления о материальной-чувственно-материальной организации Космоса были присущий раннему, натурфилософскому периоду развития античной мысли, которая старалась сконструировать Космос из таких физических элементов, как огонь, эфир, земля, вода, воздух. Античная эстетичная мысль достигла высочайшего расцвета в период VII ст. к н.э. - III ст. н.э. , когда на смену чувственно-наглядному, интуитивному представлению натурфилософов о Космосе приходит интерес к самому человеку, который познает. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетичного сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетичного воспитания. Большая заслуга античных мыслителей в анализе эстетичных категорий прекрасного, меры, гармонии, трагического, комического, иронии и др. Эстетичные понятия и сроки оформляются уже в ранний греческой литературе - в эпохе Гомера и Гесиода. У Гомера встречаются важнейшие эстетичные сроки: «красота», «прекрасный», «гармония» и др. В «Иллиади» и «Одисей» данное описание танцев, рассказывается о том, какое место занимали пение и музыка в жизни греков. При этом рациональные мысли Гомера об искусстве причудливо объединяются с мифологическими представлениями. Объединение мифологического и рационального мы встречаем и в Гесиода - автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как такие, что выходят от богов. Художественное творчество он также считает актом божественным. Тем не менее ни Гомер, ни Гесиод не создали эстетичных теорий, которые возникли в недрах античной философии. Грунт для них подготовили милетськи материалисты - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (конец VII -VI ст. к н.э. ).

Наиболее ранней школой греческой философии, которая разработала важные эстетичные понятия, была пифагорийская школа. Она была основана Пифагором в VI ст. к н.э. в городе Кротоне (Южная Италия). Согласно взглядам пифагорейцев, число составляет сущность вещей, и потому познания мира сводится ими к познанию чисел. Непосредственно к учению пифагорейцев о числе примыкает их концепция о противоположностях. Все существующее представляет собой ряд противоположностей, которые и порождают гармонию. Пифагорейцы считали, что гармония чисел является объективной закономерностью, которая действует во всех явлениях жизни, итак, и в искусстве. Пифагор первый обратил внимание на порядок и гармонию, которые царствуют во Вселенной. Космологическая теория пифагорейцев носит эстетичный характер. Детально понятие гармонии Пифагор исследует на примере музыки. В работах пифагорейцев о музыке впервые была выдвинута мысль о том, что качественная своеобразность музыкального тона зависит от длины звучной струны. На этой основе пифагорейцы развили учение о математических основах музыкальных интервалов. Так, ими были установленные такие музыкальные гармонии: октава 1:2, квинта 2:3, кварта 3:4. Пифагорейцы искали объективную сторону эстетики. Они понимали гармонию как «согласие несогласных», т.е. акцентировали внимание на примирении противоположностей, поставили вопросы об объективных основах прекрасного. Диалектические догадки пифагорейцев об основных эстетичных понятиях получили развитие у Гераклита Ефесь-кого (бл. 520-460 к н.э. ). Развивая материалистические учения милетських философов, за первооснову всего существующего он берет «вечно живой огонь». Согласно Гераклиту, в мире царствует суровая закономерность и в тот же время в нем нет ничего постоянного - все течет и изменяется. В отличие от пифагорейцев он робитьакцент не на примирении противоположностей, а на их борьбе. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетичных категорий, Гераклит, равно как и пифагорейцы, считал, что прекрасное имеет объективную основу, тем не менее эту основу он видит не в числовых отношениях как таких, а в качествах материальных вещей, которые подают собой модификации огня.

Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как единство противоположностей. Гармония для него, как и красота, возникает через борьбу. Гармония, что является основой красоты, за Гераклитом, имеет универсальный характер: она лежит в основе Космоса, составляет основу человеческих отношений, она же есть присутствующей в произведениях искусства. Гераклит трактует меру как одну из важнейших эстетичных категорий. Мера, согласно Гераклиту, как и гармония, имеет общий характер. В центре внимания древнегреческого философа Сократа (470- 399 к н.э. ) находится человек. При этом человек интересует Сократа со стороны ее практической деятельности, поведения, нравственности. Из этих позиций Сократ рассматривает и эстетичные проблемы. Соответственно взглядам Сократа, всякая человеческая деятельность преследует определенную цель. Высшим результатом этой деятельности есть абсолютное благо. Эстетичная деятельность также есть целесообразной, поэтому ее продукты должны оцениваться с точки зрения соответствия определенной цели. Итак, за Сократом, прекрасное не существует как абсолютное свойство предметов и явлений. Оно раскрывается лишь в их (предметов и явлений) отношениях и в своей сущности совпадает с целесообразным. Такой подход к эстетичным категориям привел к тому, что прекрасное как центральное эстетичное понятие стало рассматриваться Сократом в духе относительности. Гераклит также говорит об относительности прекрасного. Тем не менее у него красота, прекрасное определяется принадлежностью к разным родам материального мира. Относительность же прекрасного у Сократа является следствием соотношения предметов с целями человеческой деятельности. Сократ подчеркивает органическая связь этического и эстетичного, моральной и прекрасного. Идеалом для него есть прекрасная духом и телом человек.

Искусство, за Сократом (особенно скульптура), изображает не только тело человека, а и ее душу. В этой мысли Сократа изложенная его концепция духовной красоты. Она отличается от пифагорийской концепции красоты, которая имела исключительно формальный характер. Там красоту усматривали в пропорции, здесь - еще и в выражении души. Сократ связал прекрасное с человеческим теснее, чем это можно было наблюдать у пифагорейцев, которые видели красоту скорее в Космосе, чем в людях. Самая же мысль о духовной красоте не была архаической, она появилась только в классический период. Но в более поздний эстетичных системах оба мотива - красота формы и красота души - находили сильное и живое выражения, которое получило название калокагатий - единства добра, красоты и блага, прекрасной формы и внутреннего совершенства.

Такой мощный шаг в развитии эстетичных идей античности сделал большой древнегреческий философ Платон (427- 347 к н.э. ). Согласно Платону, чувствительные вещи непостоянные. Они возникают и исчезают, и уже в силу этого не представляют собой сущности бытия. Настоящее бытие присущий лишь особого рода духовным сущностям - «видам» или «идеям». «Идеи» Платона - это общие понятия, которые подают собой самостоятельные сущности, верховной идеей является идея благая. Вопрос эстетики поднимаются во многих произведениях Платона - «Гиппий Больший», «Государство», «Федон», «Софист», «Пир», «Законы» и др. Прекрасная идея противопоставляется Платоном чувствительному миру, она находится вне времени и пространства, не изменяется. Поскольку красота имеет позачуттевий характер, то она постигается, за Платоном, не чувствами, а умом. Эта идеология стала в Платона базой для анализа искусства. Известно, что предшественники Платона рассматривали искусство как воспроизведение действительности через имитацию. Так подходили к искусству Гераклит, Сократ. Платон также говорит об имитации чувствительных вещей, что самые, тем не менее, е отражениями идей. Художник, который воссоздает вещи, соответственно взглядам Платона, не поднимается к пониманию истинно существующего и прекрасного. Создавая произведение искусства, он лишь копирует чувствительные вещи, которые, в свою очередь, е лишь копиями идей. Значит, изображение художника есть не что другое, как копии из копий, имитации имитаций, тени теней и т.п.. Как повторное отражение, как отражение отраженного, искусство, за Платоном, лишенное познавательной ценности. Больше того, оно лживое и препятствует познанию истинно существующего мира. В аналогичном плане Платон рассматривает и творческий процесс. Он резко противопоставляет художественное вдохновение познавательному акту. Вдохновение художника иррациональное, протирозумне. Характеризуя творческий процесс, Платон пользуется такими словами, как «вдохновение» и «божественная сила». Поэт создает «не от искусства и знание, а от божественного определения и одержимости».

Платон, таким образом, развивает мистическую теорию поэтического творчества. Соответственно этой теории, художник создает в состоянии вдохновения и одержимости. Платон не ограничивается общим разбором категорий прекрасного, природы искусства и сущности художественного творчества. Его интересует и социальная сторона эстетичного. В диалоге «Государство» Платон считает, что искусству вообще нет места в идеальном государстве. Тем не менее он допускает произведение и выполнения гимнов богами, поскольку они возбуждают мужественные и гражданские чувства. Одним из виднейших критиков платонизма был Аристотель (384-322 к н.э. ). Он детально проанализировал платони-вську теорию идей и приходил к выводу о ее невозможности. Вопрос эстетики обсуждаются Аристотелем в таких произведениях, как «Риторика», «Политика» и особенно в «Искусстве поэзии». Это произведение, названное коротко «Поэтикой», дошел к нам в неполном и недостаточно обработанном виде. «Поетика» Аристотеля является обобщением художественной практики в свое время и, так сказать, сводом правил для творчества, т.е. носит определенной мерой нормативный характер. В противоположность Платонови, что преимущественно склоняется к умозрительному, абстрактного трактования эстетичных категорий, Аристотель, наоборот, выходит всегда из практики искусства. Аристотель, как и его предшественники, в центр своих эстетичных соображений ставил проблему прекрасного. Основными видами прекрасного, за Аристотелем, есть: слаженность, соразмерность и певнисть. Аристотель видит задача искусства в имитации (с грец. - мимесис). В «Поэтике» философ говорит о трех разновидностях имитации: в средстве, предмете и способе. Все виды искусства, соответственно Аристотеля, различаются средствами имитации: звук - средство для музыки и пения; краски и формы - для живописи и скульптуры; ритмические следования - для танцев; слова и метры - для поэзии.

Названные виды искусства Аристотель разделяет еще на искусства следования (поэзия, музыка, танец) и искусства покоя (живопись и скульптура). Особенно подробно философ останавливается на распределении словесного искусства на роды и виды, в основу которого ложится особенность объектов и форма имитации. Он описывает своеобразность эпоса, лирики и драмы. Драма делится на комедию и трагедию. Трагедия, за Аристотелем, влияет таким образом, который возбуждает сочувствие и страх, она очищает эти страсти (с грец. - катарсис - очищение). Аристотель называет катарсис целью трагедии. Соответственно орфично-пифагорийських представлениям, катарсис происходил по помощи музыки. Аристотель разделял эту точку зрения, классифицировав тональности на этические, практические и нади-хаючи. Последним он и приписывал способность вызвать разрядку чувств и очищение души.

Значительный интерес имеют соображение Аристотеля по поводу творческого процесса. В Аристотеля он теряет таинственный, мистический характер. Процесс создания художественных произведений, а также их восприятие есть, за Аристотелем, интеллектуальными актами, философ подчеркивает связь творческого процесса с познавательной деятельностью человека. Что касается эстетичного созерцания, то оно, на мысль Аристотеля, базируется на радости узнавания. Итак, с его точки зрения, творческий процесс есть постижимым и таким, что подвергается контролю. Большое место в работах Аристотеля занимает проблема воспитательной роли искусства, указание на связь искусства с нравственностью людей. В творчестве Аристотеля древнегреческая эстетичная мысль достигла своего высочайшего развития.

В пислякласичний (эллинистический) период Космос как основной объект античной мысли трактуется уже в свете субъективных человеческих переживаний. Мера, ритм, гармония и другие категории эстетики из отделенных и абстрактно общих схем космического бытия все больше превращаются в средства самоизучения и внутреннего устройства человека. Этим занимались разнообразные философские школы поздней античности - стоики, эпикурейце, скептики и др.

Литература

Алешина Л. О. О вежливости, в такте, в деликатности. - Г. , 1986.

Аронов В. Р. Дизайн и искусство. Сэр. «Эстетика». - Г. , 1984. - № 2.

Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - Г. , 1968.

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII в. - Г. , 1962.

Байбурин А. К. , Торопков А. Л. В истоков этикета: Этнографические очерки. - Л. , 1990.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М. , 1975.

Бахтин М. М. К философии уступка // Философия и социология: наука и

техника. - Г. , 1986.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. - Г. , 1995.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - Г. , 1986.

Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. - Спб. , 1996.

Безруких М. М. Я и другие. Я или правила поведения для всех. - Г. , 1991.

Белый А. Символизм как миропонимание. - Г. , 1994.

Борев Ю. Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. - Г. , 1977.

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. - Смоленск, 1997.

Брунов Н. И. Барокко в России. - Г. , 1926.

Быстрицкий Э. К. и др. Бытие человека в культуре (опыт онтологического

подхода). - К. , 1992.

Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. - К. , 1991. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - Г. , 1966.

Введенская Л. А. , Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - Ростова-на^-Дона, 2000.

Вейдле В. В. Умирание искусства. Размышления в судьбах литературы и

художественного творчества. - Спб. , 1996.

Вермео А. , Вермео О. Мэтры мирового сюрреализма. - Спб. , 1996.

Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. - Г. , 1970.





Вернуться назад