Происхождение искусства


Все народы склонны к творчеству. Каждый из них на своем уровне развития создает художественные изделия, которые отличают его среди других. Работа создала человека. Работа дала преимущество ей над всеми существами на Земле, и это преимущество сохранило человеческий род. За последними исследованиями, человеческий род существует около двух миллионов лет, а вид Homo sapiens - до сорока тысячелетий. Но лишь тогда, когда появился человек современного типа, началось бушующее развитие продуктивных сил и общественного отношения, особенно в последние пивтисячолиття. Homo sapiens усовершенствовал технику обработки камня, начал использовать новые материалы: кость и рог, но это не стало определяющим в развитии духовной и материальной культуры.

Качественно новым явлением, которое с 'явилось с этим биологическим видом, стало изображение - скульптурное, графическое, а также цветные геометрические знаки, образы подобия предметов, которые существуют в природе. Этот вид деятельности условно можно назвать художественным творчеством; он стал наибольшим открытием, ведь благодаря фиксации видимого мира оставалась информация следующим поколением. Это было первым шагом к изобретению письменности, поскольку современным фонетическим буквенно-звуковым системам предшествовало менее совершенное пиктографическое письмо, которое базировалось на конкретных изображениях животных, людей и т.ин. Лишь в III-II тыс. к н.э. пиктографическое письмо переходит в буквенно-звуковое у шумеров и египтян, позднее приходит у Средиземноморье и Европу. Но такая модель не стала повсеместной. И до сих пор некоторые народы Крайнего Севера, американские индийцы частично пользуются пиктографической письменностью. Пиктограмма тесно связана с изобразительным искусством, а развитие языка переплетается с синкретическим искусством. Поэтому эти элементы представляют основу абстрактного мышления, которое существенно расширяет условия познания мира, отличает человека от животных.

Научившись отображать какое-то событие, человек "остановила миг", благодаря чему получила власть над временем, заложила основания новой художественной формы бытия.

Относительно первопричин происхождения искусства существует много гипотез и научных концепций. Историк Я. Рогинський утверждает, что человек начал создавать лишь тогда, когда социальные качества ее приобрели самодостаточность, т.е. в эпоху, когда составлялись формы родовой организации (поздний палеолит); Г. Плеханов доказывает: "искусство - один из средств общения"; Ф. Шиллер подчеркивает: "искусство - незаинтересованное наслаждение"; С. Рейнак: "цель давнего искусства - магия, колдовство охотников"; О. Гущин: "искусство породили первоначальная магия и развитие коллективного трудового процесса"; Леонардо да Винчи: "искусство - ребенок природы, оно появилось для того, чтобы человек подражал ее". Каждое утверждение авторитетных ученых и художников по-своему аргументировано и заслуживает внимания. Таким образом, Homo sapiens в период, когда стал человеком общественной, позвал к жизни специфический, сознательный вид деятельности, который называется искусством. Искусство существенным образом повлияло на эволюцию целого биологического вида, подняло его на качественно высшую ступеньку; работа стала творчеством; слово начало жить во времени. Мысль получила дополнительную к языку форму абстрагирования действительности.

Новый вид деятельности не был прямо связан с удовлетворением материальных нужд; он был направлен на удовлетворение духовных запросов, которые со временем оформились в те новые чувства, которые мы, современные люди, называем эстетичными. Художественность на первом этапе еще не стала искусством, но она уже имела зародыши будущей культуротворчости, той определяющей черты выявления чувства человека, который способен дать наслаждение ощущения своего единства с миром и отойти от грубого, практицизма, потребительского отношения к природе.

Анализируя предпосылки происхождения искусства, доходим вывода: у человека всегда существовал тесный зв 'язок между производственной и игровой деятельностью - обряды, игры, танце, театрализованные действа непосредственно связанные с выполняемой продуктивной работой - охотам, земледелием и др.

Испокон века человек старался подражать движениям животных и птиц, на которые охотилась; постепенно они составлялись в определенную систему - рождался танец, закреплялись привычки и пошановувався

зверь, которого было впольовано. Подобная архаика сохранилась до сих пор. Так, народы Севера после каждой охоты на морского зверя: кита, тюленя, моржа - обязательно выполняют обрядовый танец. Это своеобразный рассказ о выходе к океану, о перипетиях, которые там происходили. Популярные также танцы оленеводов, каждый из которых рассказывает о циклах выращивания, выпаса и кочевок оленей. В Центральной Европе еще и до сих пор имеющийся отголосок производственных процессов в произведениях хореографии (вспомним игровой танец "А мы просо сияли"). С осложнением обрядовой системы обогащалась народная хореография, появились хороводы, жанру, шутливые, военные танцы (как тот же гопак) и др. А танец всегда неотделимый от музыки и пения. Сначала танцы сопровождались лишь поплескиванием в ладони или ударами каких-то твердых предметов по порядку. Позднее прибавились ритмические восклицания, пение, речитативный рассказ (так родилась песня). Со временем человек открыл, что удары предмета по предмету дают звуки разной тональности, она услышала, как поет тетива лука, ракушка, пустота дерева и др. Эти простые предметы подсказали идею создания музыкального инструмента; тетива превратилась на струну; оказалось, что струны разной толщины или длины, изготовленные из разных материалов, дают разный звук. Объединяя их, люди научились делать арфы, скрипки, бандуры, гитары, балалайки и др. Срезанная камышина и рожок стали предшественниками духовых инструментов, обтянутый кожей горшок - барабанов и литавр. Каждый народ создавал свое музыкальное искусство, составлялись характерные типы созвучий, ритмов, манер. Формировался национальный язык музыки, благодаря чему можно легко отличить украинскую, японскую, индийскую, арабскую, русскую, французскую мелодию из инших.

Музыка - это отображение реальности в эмоционально-ритмическом воспроизведении чувств и идей, которые выражаются через звуки определенного ряда, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческого языка.

Таким образом, на базе производственного процесса творился художественный, который фиксировал то или другое событие, которое поразило человека и должна была остаться в ее пам 'яти. Отображение реальности в произведениях искусства прошло длинный исторический путь от примитивных форм к совершенным, человек использовал новейшие для в свое время технические достижения.

Наиболее ярко изобразительная деятельность наблюдается в архитектуре, которая развивается из древнейших времен и имеет глубокие исторические корни. Прежде всего развивалась бытовая архитектура, которая прошла путь от естественных тайников человека от ненастья (пещеры) к изысканным архитектурным комплексам. Трансформация жилья такая: пещера, землянка, полуземлянка, наземное жилье. Архитектурные сооружения развивались, совершенствовались и обогащались в зависимости от географических и климатических условий; их обрамления усложнялось исходя из возможностей застройщика, имущественного расслоения. Кто-то строил дом, а кто-то - палац.

Развитие архитектуры нуждалось в зв 'язкив между зданиями; поселение перерастали в населенные пункты, протомиста и города, явилась потребность регулирования расселения. Так зародилось градостроительство, которое охватывало функциональность планирования, конструктивные особенности зданий, решение архитектурного просторную, симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштабности отдельных архитектурных сооружений. Предшественники оставили нам блестящие образцы и памятки градостроительства, которыми человечество заслуженно гордится: Афины в Греции, Рифм в Италии, Париж в Франции, Санкт-Петербург в России, Нью-Йорк в СЕЛА, Львов в Украине и много инших.

С течением времени усложнялась архитектура, появлялись новые признаки, которые перерастали в стиле. Каждый из них получал собственное название: романский стиль, готика, Возрождение, бароко, рококо, классицизм, конструктивизм и др.

Вся жизнь человека сопровождают вещи быта. Продолжительное время они считались декоративно-прикладным искусством. В 60-те года XX ст. В. Касиян ввел новый срок - декоративно-ужиткове искусство, чем отмежевал их от изделий декоративно-прикладного искусства, ведь первое непосредственно выполняет прагматические функции, а второе украшает побут.

Памятки материальной культуры делятся на группы за практическим назначением в быту и производственной деятельности. К первой принадлежит домашняя начинка: столы, стулья, кровати, шкафа, горшки, кувшины, миски, ухвате, кочерги, полотенца для вытирания и др. , к второй - памятки производственной культуры: плуги, бороны, веялки, сиялки, лопаты, грабли, топора, плотнические и столярные инструменты, автомобили, тракторы, комбайны и др. В отдельную группу входит костюм, который имеет двойное назначение: бытовой и для торжественных событий; разграничивается он также за социальными признаками: костюмы господствующих классов и низших социальных станив.

Наследуя природу, человек старался максимально чувствовать ее частицей; она начала олицетворять себя с животным миром и окружающей средой, которая стала восходящим пунктом тотемизма. Это сформировало ритуальную, а позднее обрядовую систему. Начал образовываться миф как переходной этап от идеалистического понимания мира и первый шаг к искусству магии - средства удвоения реальности материально фиксированного подобия идеи и манипулирование этим подобием. Произведенные этой системой обряды сопровождались подражательными имитациями производственного процесса, которые были приурочены к календарю и жизненному циклу.

Миф в информативном, культурном, эстетичном плане более богатый за ритуал, ведь ритуал - это лишь отображение сферы поведения, практических и деловых привычек, а мифология - сфера "священных" и "тайных" знаний. Со временем миф теряет "священные" и "тайные" знания, превращается в сказку, задача которой - развлекать, морализировать, выполнять "информативную" роль для неосвященных. Развитие искусства через мифотворчисть и сказку сформировал религиозные постулаты, которые базируются на предыдущих мифах, эстетичных понятиях, моральных установках, которые выходят на уровень обобщения, отвечают сущности понимания общественного отношения на определенном этапе развития социума.

Художественно-художественный процесс никогда не развивается прямолинейно. Это не зависит ни от гениальности современных художников, ни от технической базы, которую они имеют. Предпосылки общественного развития нужны для того, чтобы человечество могло воспринять и постигнуть создано художником. Общественное отношение всегда усложняло культурно-художественный процесс, поскольку жизненные ситуации и коллизии нуждаются в надлежащем повышении уровня естетизаций, которое обогащает художественное мышление.

За наблюдениями культурологов, историков и искусствоведов, много мотивов, типов изделий у разных народов имеют подобные характеристики. Этнограф О. Веселовський определил причины сходства, вывел тезис о мигрирующем сюжете, который одинаково трактовался разными нациями независимо от их местонахождения. Это ярко прослеживается на примерах устного народного творчества, изделиях декоративно-прикладного и ужиткового искусства, ведь вещи, которыми пользуется человек в быту, имеют сугубо функциональное назначение; в разных регионах лишь частично изменяется их форма и декорирования.

Благодаря рассмотренной теории все направления, виды и типы искусства разных народов можно классифицировать. Художественные влияния, которые обозначены мигрирующим сюжетом, обусловленные такими факторами:

восприятие эстетичных качеств и художественных идей, которые вызрели внутри определенной культуры и стали эстетичной необходимостью. Культура восприятия выборочная, ее базой есть подобное в жизненных обстоятельствах разных народов;

сходства художественных явлений возникают благодаря тождественности исторических обстоятельств; художественный процесс всегда проходит в своем развитии подобные стадии;

адекватность художественных явлений предопределяется диалектикой спиралеподибного развития художественной культуры; каждый пик предусматривает следующую трансформацию в высшем качестве, чем предыдущий;

этносы, как и народы, рождаются в разные периоды, поэтому имеют неодинаковые достижения, которые создает иллюзию о более развитых и менее развитых народах; согласно законам диалектики каждый этнос, народ, нации развивается в сурово детерминированном времени и просторные подобно к человеку, который также развивается во времени и просторные, начинает свой жизненный путь, приобретает знание, формирует умение и привычки, отдает их и переходит в историческую память.

В истории культуры прогресс проявляется не только в отображении новых высочайших форм жизни, новых проблем и идей, а и в усовершенствовании от эпохи до эпохи форм и способов образного видения событий и явищ.

Каждая социально-экономическая формация диктует свои требования к культуре и искусству, а художники в своих произведениях выполняли эти требования, утверждали идеи определенного порядка и мировоззренческой системы. Культурологи преимущественно фиксируют и констатируют факт принадлежности памяток, дают возможность расширить понимание той или другой формации через культурно-художественный процес.

Список использованных источников

1. Происхождение духовности / П. В. Симонов и др. - М. , 1989.

2. Розумович Н. Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. - Г. , 1989.

3. Самосознание европейской культуры XX века. - Г. , 1991.

4. Светлый источник (средневековая поэзия Китая, Кореи, Вьетнама). - Г. , 1989.

5. Семчишин Я. Тысяча лет украинской культуры. - Львов, 1993.

6. Соды Д. Великие культуры Мезоамерики. - Г. , 1985.

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - Г. , 1992.

8. Тайлор Э. Первобытная культура. - Г. , 1989.

9. Удалъцова 3. В. Византийская культура. - Г. , 1988.

10. Хейлинга И. Осень средневековья. - Г. , 1988.

11. Хижняк 3.1. Киево-Могилянская академия. - К. , 1988.

12. Художественная культура в докапиталистических формах / Под ред. М. С. Кагана. -Л. , 1984.





Вернуться назад