Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст


Гуманисты выработали свою антропоцентричну систему восприятия мира. Они не отбрасывали теологического догмату о том, что Бог является творцом мира и человека, так как атеистами не были и Бог не возражали. Но совсем иначе, чем теологи понимали мир и человека. Гуманисты поставили в центре мира не Бог, а человека, превознесли ее, провозгласили ценнейшим существом, способным во всем подняться к своему творцу. Бог в свитоглядно-философських построениях гуманистов продолжает играть почетную роль творца мира, но, рядом с ним, появляется человек. Формально она остается зависимой от Бог ( она создана им), но будучи наделенной, в отличие от всей сдачи природы, способностью создавать и мыслить, человек рядом с Бог фактически начинает играть роль существа, так бы сказать “спивривной” Бог, роль “второго Бог”, как высказался один из ведущих мыслителей Ренесанса Николай Кузанський. Гуманисты обожествляли человека в том смысле, которые верили в ее “божественные” познавательные и творческие возможности, неисчерпаемость способностей.

Гуманисты отстаивали самоценность человеческой личности и считали противоестественным оценивать человека за ее происхождением или богатством, расовой принадлежностью или религиозными убеждениями. Достоинство человека они усматривали в ее личных добродетелях, образованности и деятельности, их идеалом был духовно раскрепощенный, гармонично развитый индивидум, человек высокой интеллектуальной культуры.

Уникальность культурных достижений Ренесанса состоит также в потому, что все сферы общественной жизни измерялись эстетичной меркой, существовал особый культ красоты. Касалось это политики, придворной жизни, быта, повседневного существования и т.д. Подобной естетизаций всех сфер общественной жизни европейская культура не знала ни к, ни после Ренесанса, который свидетельствует об отсутствии ограниченного практицизма у деятелей Возрождения. Ведь именно эта культура выдвинула гуманистический идеал универсального человека, целостного гармонично развитого лица.

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех сферах культуры и перед всем в религии. Кризис католицизма привел к возникновению в начале ХУИ ст. . широкого движения Реформации, результатом которой стал протестантизм - третье направление в христианстве. Тем не менее признака серьезных проблем в католицизме четко проявились задолго к Реформации. Их вызвало то, что католическое духовенство и папство не устаивали перед соблазном материальных благ.

Церковь буквально утопала в роскоши и богатстве, она потеряла всякую меру в своем стремлении к власти, обогащению и к расширению земельных владений. Для обогащения использовались всякого рода побори, которые были особенно непосильными для северных стран. Все это вызвало возрастающее неудовольствие и сетование в адресу папы. В ХУИ ст. Германию, Англию, Францию, Нидерланды, скандинавские страны центральной Европы охватило широкое общественное движение против католической церкви - Реформация ( от лат. reformatio - преобразование). Его представители возражали : верховную власть папы римского, монашество, большую часть таинств, догмат католической церкви об “спасении” верующих “добрыми делами” ( т.е. пожертвованиями и молитвами, которое не отвечало новому буржуазному пониманию в самом деле достойных человека действий), культ святых, иногда обязательное безбрачие духовенства, большее часть католической символики и т.п.. В противоположность этому выдвигалось требование к созданию национальных церквей, не подчиненных римской курии, проведение богослужения родным языком; источником вероучения начали считать “священное писание” (Библию) и отбрасывать “священную легенду” (решение церковных соборов, вердикты римских пап). Религиозным следствием Реформации в тех странах, где она победила, было образование новых, протестанських церквей ( в Англии, Шотландии, Нидерландах, Швейцарии, части Германии, скандинавских странах). Это движение в его бюргерско-буржуазном направлении ( идеологи М. Лютер, Ш. Кальвин, У. Цвингли) имел антифеодальный характер, поэтому уже именно через это отвечал новым прогрессивным тенденциям развития. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитавшись особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, религии, идеологии гражданского общества, заложив засадничи принципы взаимоотношений индивида, группы и социума.

В основу своих учений все три реформаторы ( Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин) заложили два засадничи для всего евангелического направления утверждения:

- спасение человека зависит не от выполнения “добрых дел” ( таинств, обрядов и жертв в пользу церкви), а только от веры в искупление вальную жертву Христоса;

- источником истины в религии есть не священная устная традиция, а только Святое Письмо, прежде всего Евангелие.

Эти два положения имели целиком определенный социальный и политический смысл. Принцип “оправдание только верой” делал ненужным целый аппарат магически-благодатных учреждений церкви, всю духивницьку иерархию, а итак, церковь как феодальное заклад. Признание источником истины не церковной устной традиции, не папских распоряжений, а лишь Святого Письма ( канонических книг Старого и Новое Завещания), лишало католическую церковь и папство власти однодержавства и авторитета.





Вернуться назад