Образование в Украине в XVIII ст


Во второй половине XVIII ст. культурный процесс и культурное развитие украинского народа значительно активизировались, собственное XVIII ст. стало периодом большого культурного подъема, в обществе состоялось социальное размежевание и начался естественный процесс формирования культурных блоков - феодального класса и народных мас.

В Украине наблюдается относительно высокий сравнительно с Россией уровень грамотности. Во многих селах функционируют школы, где учатся дети старшины, казаков и крестьян. Так, на Слобожанщине была 131 трехлетняя церковноприходская школа.

Наука и образование высшего уровня сосредоточились в Киевской коллегии (с 1701 г. - Академия). Киево-Могилянская академия была первым и наилучшим по значению высшим учебным заведением Украины. В ее стенах приобретали образование украинские дети и дети славянских народов. Студенты Академии продолжали обучение, которые було нормой, в ведущих европейских учебных заведениях. Из нее вышло немало талантливых и одаренных государственных деятелей, научный работников, писателей и художников: Ш. Прокопович, Г. Сковорода, М. Березовский, Д. Бортнянський, И. Григорович-Барський, Н. Згурський, О. Шумлянський и др. Академия имела большую библиотеку, которая в конце XVIII ст. насчитывала около 10 тысяч томов из разных областей знаний на всех европейских языках, которыми свободно владели студенты.

Социальное положение студентов было довольно разное - от детей зажиточных родин к детям мещан. Много воспитанников стали преподавателями разных учебных заведений Украины, Болгарии, России, Сербии, Черногории, Чехии и других стран Европы и Азии.

В Академии кроме научных студий развивались искусства. Одними из популярнейший стали театральные спектакли; авторами пьес, режиссерами и актерами были преподаватели и студенты Академии. Они сыграли важную роль в зарождении украинского театра. Обязательной дисциплиной для всех слушателей было изучение поэтики и музыки, а любовь к хоровому пению украинцев общеизвестная, итак и при Академии работали большой сведенный хор и оркестр. Театр, хор и оркестр зажили популярности среди киевлян. Академия стала образцом для учебных заведений Украины. За ее типом открывают коллегии в Чернигове, Переяславе, Харькове. Так, в частности, Харьковская коллегия в 1727 г. в начале своей деятельности становится центром образования Слобожанщины; здесь училось около 500 студентов, излагались инженерные науки, геодезия, география, артиллерийское дело, иностранные языки.

Украинская старшина, понимая роль и значение образования для развития наций, настоятельно возбуждала ходатайство перед царским правительством об открытии в Украине высших учебных заведений - университетов. Тем не менее эти ходатайства игнорировались.

На Правобережной Украине и в западнославянских землях развития образования и науки мешало иностранное господство. Польские реакционные круги всячески препятствовали украинскому направлению Львовского университета, единого высшего учебного заведения в Галиции, но активно поддерживались иезуитские коллегии и униатские школы в Льве, Луцку, Винницы, Баре и других городах, которые имели ярко выраженный польско-католический характер.

На Буковине состояние было еще худшее. За турецкого господства здесь не было почти ни одной школы, а с приходом австрийцив открыто лишь несколько, но преподавания велось преимущественно румынским и немецким языками. В Закарпатье при активной политике мадяризаций работало небольшое количество церковно-униатских школ, где преподавания велось языком "русской". И только в конце XVIII ст. в Мукачеве було открыто семинарию.

В районах центральной Украины научными ячейками стали Киев, Харьков, позднее Одесса. Несмотря на 30-летние репрессии после мазепинського выступления, Академия продолжала свои научные традиции. Начиная с 1844 г. она активно работает; много сил и энергии к этому прибавили Д. Апостол и митрополит Р. Заборовський. Очередной свой подъем Академия пережила в период гетьманування К. Розумовського. Здесь работали профессора Г. Кониський, Ю. Щербацький, М. Максимович, Д. Нищинський, С. Ляскоронський. По словам О. Оглоб-лина, они сделали бы честь каждому западноевропейскому университету. Вообще за 150 лет существования Академии в ней училось около 25 тысяч украинцев, с ее стен вышла большая часть сознательной украинской интеллигенции, которая в XVIII ст. занимала все правительственные места, подготовила национальное возрождение XIX ст. Научная мысль Украины активизировалась благодаря деятельности известного философа и просветителя Ш. Прокоповича. Он одним из первых принес в украинскую научную школу лучшие достояния философской научной и мировоззренческой системы Европы. Он уводит в научное и учебное обращение Академии философские взгляды Р. Декарта, Дж. Локка, Ф. Бекона, новейшие астрономические исследования, в частности Г. Галилея. Активно борется со схоластикой в чтении курсов, а после переезда к России становится проповедником и идеологом абсолютизма, одним из основателей Всероссийской Академии наук. Его последователем стал известный ученый, философ Г. Сковорода. Он декларировал в своих философских концепциях просветительскую деятельность, равенство народов, людей независимо от их социального происхождения, мотивируя тем, что каждый имеет право на личную жизнь и свободу. Путь к идеальному обществу он усматривал в воспитании нового человека через самопознание, через работу. Он был пропагандистом материалистических положений, где практика служила основой познания, а вера в безграничные возможности человеческого ума открывала ему все пути. Г. Сковороде были присущие идеалистические концепции, которые нашли выражение в попытке дуалистической позиции видения человека, который объединяет телесное, т.е. материальное, и внутреннее, божественное.





Вернуться назад