Политическая жизнь и культурный процесс в Украине в начале XX ст


Политическая жизнь и культурный процесс в Украине в начале XX ст.

В начале XX ст. активизируется революционный процесс. Его составной стал творческий задел как русских, так и европейских художников. В Украину широким потоком входили передовые идеи научной и философской мысли. Заострилось противостояние между двумя большими направлениями приверженцев "чистого" искусства и приверженцев идейно-революционного направление.

Приверженцы "чистого" искусства брали за основу мотивы, связанные с идеалистическим видением села и крестьянства. Писатели революционно-демократического направления ориентировали свое творчество на рабочий класс и ризночинну интеллигенцию. Этим активно пользовались большевики, которые на страницах своей печати, в частности газеты "Правда", пропагандировали творчество рабочих писателей, таких как А. Шабленко, Т. Романченко, П. Махиня, О. Чижик, поскольку они показывали рабочий класс как революционную преобразующую силу. На творчество пролетарских писателей существенным образом влияли марксистские идеи. Особенно работы К. Маркса и Ф. Енгельса изучали И. Франко, П. Грабовский, Леся Украинка, М. Коцюбинский. В своих произведениях они освещают тяжелую жизнь трудового люда, мучительный процесс пролетаризации, рост классового сознания и революционной активности.

Революционные события 1905-1907 pp. дали богатый материал для ряда литературных и художественных произведений. В частности повесть М. Коцюбинского "Фата Моргана", где он показал становление революционных выступлений, идеализм видения революционного процесса и что это дало при отсутствии надлежащей организации. В этой повести, наверное, не ставя за цель, автор показал непонимание и противоборство двух социальных групп относительно идеи собственной свободы.

Революцию 1905-1907 pp. поздравляли прогрессивные украинские писатели, такие как Афанасий Мирный поэмой в прозе "Сон" и стихом "К современной музыке", И. Франко поэмой "Моисей". Леся Украинка пишет ряд произведений революционного и сатирического звучания: "Осенняя сказка", "Песня о воле", "В катакомбах", "Ошибка". В этих произведениях она прославляет борцов, воспевает героев революции, а в стихах "Господин политик", "Веселый господин", "Господин народовець", "Практический господин" в'йдливо высмеивает либеральное панство.

Украинское духовенство в начале века вело себя не лучше всего, чем вызвало пренебрежительное отношение к этому учреждению. Это породило ряд литературных произведений атеистического направления, где высмеивается и остро критикуется религиозная мораль, которой ее видели современники.

Острая идеологическая борьба развернулась на ниве общественных наук. Особенно активно работал М. Грушевский. В основу своего видения истории украинского народа он положил теорию его исключительности, связей с Европой, непримиримость и разные пути развития русской и украинской наций. Эти взгляды как поддерживались, так и подвергались резкой критике. Противостояние этих двух позиций продлевается и сегодня.

Идеология царского правительства не хотела понимать и активно игнорировала потребность в развитии образования. Это было характерным для всей территории Русской империи. Украина не составила исключение. Так, состоянием на 1914- 1915 pp. в Украине насчитывалось лишь 452 средние школы, которые охватывали обучением всему 140 тысяч учеников, и лишь 19 высших учебных заведений, в которых училось 26,7 тысяч студентов. Это составляло близко 35 процентов грамотного населения. Считалось, что повышение уровня образованности увеличивает вольнодумство, особенно это опасно, когда образование ведется национальными языками. Так, в Украине до 1917 г. даже после отмены запретных распоряжений относительно украинского языка 1863- 1876 pp. и 1881 г. не было жодной школы или высшего учебного заведения с на украинском языке обучения.

Незначительные послабления, которые были сделаны царским правительством после 1905-1907 pp. , позднее было ликвидировано: закрыто "Просвити", прекращены издание литературы, чтение лекций на украинском языке, постановку театральных спектаклей; песни разрешалось петь русским или французским языками. Так, в 1913 г. из 5283 книг, которые вышли в Украине, лишь

176 были украинскими, а с 1914 p. , начала империалистической войны, было запрещено вообще все украиноязычные издания.

Украина накануне 1917 г.

После провозглашения манифеста 17 октября 1914 г. царское правительство начало принимать разные меры для того, чтобы ограничить права и свободы народа. Снова стали преследовать украинцев, белорусов и евреев. Руководствуясь директивами, местная власть начала вжимать украинские учреждения: было закрыто "Просвити", украинские клубы, библиотеки. В Киеве ликвидировано Общество грамотности. Тем не менее, как всегда случается, чем больше преследований и репрессий, тем активниша обратная реакция. После короткого успокоения в университетах снова начались сходки и забастовки. Запрещалось принимать на должности вчи-телив-украйнцив и украинец^-украинцев-профессоров-украинцев. Служащим нельзя было подписывать украинские газеты и журналы. Украина не была изолирована от внешнего мира, на нее влияли события, которые происходили у соседей. В Галиции Главный Украинский Совет объявил об организации Украинских Сечевых Стрельцов. В декларации говорилось, что все украинцы должны взяться за оружие, чтобы освободить Украину и разгромить Россию. Соответственно создать единое самостоятельное государство со столицей в Киеве. Общий Украинский Совет обратился к "всем народам цивилизованного мира" с заявлением, в котором декларировалась цель создания Украинского Государства. Но это осталось в мриях.





Вернуться назад