И. Франко и выдающиеся деятели Галичского Возрождения

Главная - Культура - И. Франко и выдающиеся деятели Галичского Возрождения

И. Франко и выдающиеся деятели Галичского Возрождения

И. Франко и выдающиеся деятели Галичского Возрождения

Найвагомиши достижения Галичского Возрождения связанные с деятельностью Ивана Франко. Универсальная личность в истории мировой культуры, поэт, прозаик, драматург, журналист, литературный критик и организатор литературной жизни. Его творчество стало основанием комплексного изучения связей украинской и мировой культур.

Творчество И. Франка отмечается самобытностью и вместе с тем родственная с новыми явлениями в европейской литературе конца XIX ст. Его "Галичские образки" - пример интересного эксперимента: введение повествовательных форм в поэзию.

Самобытность художественного мышления И. Франка выразительно оказывается в поэзиях лирического цикла. Характерный относительно этого его сборник "Из вершин и низин", "Завядшая листва".

Ценным взносом в мировую литературу стали философские поэмы И. Франко - "Смерть Кайна" и "Моисей".

Прогресс в литературе И. Франко широко связывал с усовершенствованием средств психологизма ("Лель и Полель", "Перекрестные тропы", "Украденное счастье"). Творчество Франка-новеллиста принадлежит к лучшим образцам мировой литературы.

Украинская литература на переломе XIX-XX ст. обозначенная новаторскими тенденциями. Рядом с известными именами (И. Франко, Леся Украинка, М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобилянська) появляются самобытные таланты (С. Васильченко, М. Вороной, А. Крымский, П. Карманський, О. Олесь, В. Винниченко). Утверждаются новые идеи, темы, образы, формы художественного выражения. На обновлении литературы обозначился влияние европейского модернизма, мотивы которого присущий отечественной культуре XIX ст.

В русле модернистских поисков формировалось творчество галичских писателей. В 1906-1909 гг. действовало литературное объединение "Молодая муза" (П. Карманський, Б. Лепкий, О. Луцкий, В. Пачовський, С. Твердохлиб и др. ).

“Молодая муза” не была организацией, которая ведет учет своих членов или имеет разработанный устав или программу. Это был лучше клуб литераторов, к которому тяготело немало молодежи ,которая работала в разных областях искусства: композитор Станислав Людкевич, скульптор Михаил Паращук, живописец Иван Сиверин, скрипач и маляр Иван Косинин, флейонист Осыпь Шпитко. . .

Олимпом “Молодой музы” была кофейня, напишет позднее наиболее молодой ее участник М. Рудницький.

Взаимоотношения Франко с “молодомузивцями “ были сложными и неоднозначными. К сожалению, до сих пор это интересное и очень важное для нашей литературы вопроса не исследовалось во всей его сложности, оно просто сбывалось тезисом о том, что Франко резко подвергал критике как теоретическую платформу этой группы , так и произведения ее представникив.

Подвергал критике, и резко, хотя всегда интересовался творчеством своих молодых коллег, следил за каждым, откликался на новые их книжки. “Был неумолимым судьей в художественных делах, - заканчивает свое воспоминание об Иване Франко П. Бирманский, - и прямо приводил в удивление нас своей глубокой анализою творчества нашей и чужой, хотя расходился в своих взглядах с нами и не имел оправдания для наших идеалов модернизма. . .

Хотя нельзя сказать, что легковажив нами . Радовался, если удавалось найти ему в наших писаниях что-то, что подпадало под требования его эстетичных канонов , и хотя гневили его наша смелость не тюпати по следам, спорил с нами серьезно”.

“Молодую музу “ надо рассматривать как звено в системе взаимодействия разных течений литературного движения конца ХИХ - начала ХХ ст. фрагмент общеевропейской панорамы, так как идеи модернизма приходили на Украину разными путями, объединяясь с некоторыми чертами предыдущей реалистической школы и приобретая в украинской национальной среде новых признаков . При этом каждый писатель репрезентует свою линию развития , поиски собственной концепции, которые охватывают сферу идей и форм. Единое, что об'еднювало представителей всех этих групп , течений или просто индивидуальностей , было непринятие бытового реализма , описательства старой школы письма.