Зарождение письменности в Украине

Главная - Культура - Зарождение письменности в Украине

Зарождение письменности в Украине

План

ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ЗАРОЖДЕНИЯ ПИСЬМЕННОСТИ

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК В КИЕВСКОЙ ДВИЖЕНИИ

ПЕРВЫЕ СЛОВАРИ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ЗАРОЖДЕНИЯ ПИСЬМЕННОСТИ

Говорить о языке протоукрайнських племен можно лишь гипотетически. Ведь письменных памятников, которые дошли к нам, еще не достаточно для полноценного исследования языка. Поэтому любые хронологические вехи возникновения и первоначального развития украинской, как и вообще любого другого языка, установить невозможно. Безусловно лишь, что украинский язык есть одной из древнейших индо-европейских языков. Об этом свидетельствует и наличие архаической лексики, и некоторые фонетические и морфологические черты, которые сохранил наш язык на протяжении возрастов. Давность украинского языка доказывали ряд отечественных и зарубежных ученых: Павел Шафарик, Михаил Красуський, Алексей Шахматов, Агатангел Крымский и др.

О давности украинского языка свидетельствуют и реликту фольклорные произведения, особенно календарно-обрядовые песни. ,Например, украинский языковед Александр Потебня утверждал, что веснушка “А мы просо сияли” существовала в Украине уже в И тысячелетии к н.э. Неужели она пелась каким-то другим языком? А колядки о сотворення мира птицами (т.е. еще из дохристианских времен) едва ли перекладывались из какого-то давнишой языка на украинскую, ведь христиане не имели в том нужды.

Много научных дискуссий вызывает также вопрос о существовании письменности в украинских землях. Археологические находки удостоверяют наличие письменных знаков на глиняной посуде, пряслицах, оружия и т.п., еще за трипольских пор. Или это было фонетическое, или иероглифическое письмо - определенного ответа исследования пока что не дали.

Свою письменность имели племена трипольской, катакомбной культуры бронзовых пор, зарубинецькой и черняхивськой культур. Старинные авторы свидетельствуют, что это было греческое или русское письмо. Так иранский писатель Марваруди констатирует, что в “хозар есть также письмо, которое происходит от русского”, и что оно похоже на греческое.

Исследованиями древнейших систем письма в Украине занимались Николай Суслопаров, Валентин Даниленко и др. Тем не менее еще не установленная связь между трипольскими и скифо-сарматскими и ранними славянскими знаковыми системами.

Высказываются предположение, что письменность на территории Украины имела несколько вариантов. Например, Северное Причерноморье пользовалось азбукой, идентичной греческой или римской (латиницы), а восточные районы (особенно скифо-сарматы) имели свою оригинальную письменность, известную в науке как сарматские знаки, которые были похожи на армянские и грузинские письмена.

То, что памяток старинной письменности маловато, можно объяснить тогдашним способом писания: повседневные записи достоверно делались на навощених деревянных дощечках или на берести - материале, который плохо сохраняется. Тем не менее, находят немало писарских инструментов, так называемых стилей. Хорошо сохранились графито, начерченные на свежей, еще не обожженной глине. Горшки с надписями часто имеют вид вещей повседневного употребления, простых, лепленных вручную, что свидетельствует об их местном происхождении. Некоторые из этих графических изображений считают за тавра или тамги (знаки собственности) майстрив.

Немало дискуссий в научном миру вызвала деятельность Кирилла и Мефодия, с именами которых связывают создание славянской азбуки. Основательное исследование азбуки, которая условно названа кириллицей, сделал украинский филолог, известный также как Митрополит Иларион. Его работа “Славянское письмо перед Константином”1 убедительно доказывает правдивость сказа монаха Храбра, который писал, что Константин (Кирилл) нашел в Херсонесе Таврийскому Евангелие и Псалтырь “русскими письменами писаные”. Это событие датируется зимой 860-861 pp. Если это уже была сформирована письменность, то что же тогда создал Кирилл? Этот вопрос не дает покоя ученым вот уже на протяжении нескольких столетий.