Музыкальная культура Киевской Движении

Главная - Культура - Музыкальная культура Киевской Движении

Музыкальная культура Киевской Движении

ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО

В период восстановления на Украине возникли новые театры (Театр

им. Г. Михайличенка, «Березиль», Государственный украинский драматический театр им. М. Заньковецькой и прочие), появились выдающиеся произведения украинской и русской драматургии («Мистерия-буфф» В. Маяковского, «97»

М. Кулиша, «Любовь Яровая» К. Треньова, «Республика на колесах»

Я. Мамонтовая, «Диктатура» И. Микитенка и прочие), которые сыграли большую роль в становлении украинского советского театра и стимулировали развитие театрально-декорационного искусства.

Новые темы, идеи, образы, которая их несла советская драматургия, отображая героические события гражданской войны и будни социалистического строительства, вызвали к жизни новые средства и приемы художественного оформления театральных вистав.

Рядом с современными пьесами театры и дальше ставили произведения классической украинской, русской и зарубежной драматургии. Режиссеры и художники, среди которых были мастера старшего поколения и молодежь, старались по-новому решить, предоставить нового «революционного» звучания классическим произведениям и это часто приводило к субъективизму в оформлении спектаклей, давало пространство всяким формалистическим пошукам.

В театральных декорациях появились элементы примитивизма, футуризма, кубизма, конструктивизма и т.п.. Наибольшего распространения в украинском театрально-декорационном искусстве достал конструктивизм. Под видом борьбы с иллюзионной живописью на сцене вместо декораций появлялись риштування, станки, стремянки, которые делались из натуральных материалов - дерева, железа, бетона, фанеры, мешковины. Иногда у оформление сцены вводили выкрашенные плоскости с разной фактурой, прибавляя для этого к краске песок, тирсу, крупа, и т.п..

Пейзажи заменяли фрагментами конструкций, освещая их цветными прожекторами. Часто механизация сцены превращалась в самоцель, а деятельность художника сводилась к задачам инженера-архитектора. Конструктивистское оформление оставалось равнодушным к месту действия, эпохи, стиля и жанра пьесы. Соответственно декорациям художники изменяли и костюмы, вводя так называемый «производственную одежду».

Одним из найхарактерниших представителей этого направления был известный украинский художник театра В. Меллер. Его декорации и костюмы к спектаклю «Мазепа» Ю. Словацкого в Первом государственном драматическом театре им. Т. Г. Шевченко в 1921 году, как уже упоминалось выше, были конструктивистскими. Все мало условный характер и було вызовом старому оформлению сцены.

Намного выразительнее творческая индивидуальность Меллера оказалась в театре «Березиль», где он работал в содружестве с выдающимся актером и режиссером Лесем Курбасом. В решении спектакля Курбас преувеличивал роль постановочных средств и требовал от художника объемных динамических декораций. Соответственно этим требованиям и строились разные конструкции, им предоставлялась игровая функция, плакатно решался образ спектакля.