Мифология, религия, культы, обряды давнего Египта


Мифология, религия, культы, обряды давнего Египта

Составить представление о веровании, культах, обрядах старинных египтян помогают разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи поховальних обрядов на стенах гробниц. Важнейшими есть так называемые “Тексты пирамид” - складная система заклятий, заговоров и молитв, которые сопровождали заупокойные царские ритуалы.

Для реконструкции важнейших сторон жизни общества Старинного Египта используются и так называемые “Тексты саркофагов”, что сохранились на саркофагах эпохи Среднего царства, также “Книга мертвых”, созданная от периода Нового царства и до конца истории Старинного Египта. Это популярнейший сборник религиозных текстов и заклятий в Старинном Египте. Экземпляры иллюстрированной “Книги мертвых” ложились к гробницам рядом с мумией умершего и служили ему указателем в потустороннем миру.

За религиозными представлениями жителей Старинного Египта - Восток, где встает солнце, место рождения и возрождение, а Запад, где солнце исчезает -, место смерти и потусторонней жизни. Восток называется Страной Бог, ведь там солнце каждого дня поднималось в славе.

Геродот писал о чрезвычайной религиозности египтян, которое их выделяло среди других народов. Сначала богов изображали в виде животных, позднее они приобретали подобие людей с главами животных. Так, бог Ра имел главу сокола, Сехмет - лева, Анибис - собаки, Хатхор - коровы, Хнум - барана.

Существовали боги только с человеческими чертами.

Поклонение животным практиковалось еще в архаический период, но наибольшего развития культ животных досяг в период Нового царства. Наиболее распространенным был культ священного быка Аписа.

Боги связаны семейными узами. В Раннем царстве в Мемфисе Птица была богом-витцем, его жена - богиня Сехмет, сын - бог Нофертум. Птица, как один из найстариших, создал мир, дал жизнь другим богам и людям.

В Новом царстве чрезвычайной триадой стали боги из города Фиви: Амон, его жена Мут и сын Хонсу. Начиная от ХVИИИ династий, Амон стал главным богом Египта. Верховный жрец Амона имел в своих руках большую политическую власть, мог влиять на фараонив и даже стать фараоном, как это случалось приблизительно в 1070 году.

Представление старинных египтян о потусторонней жизни имели решающее значение в их религии. Эти представления справили значительное влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Египта.

Основным условием загробной жизни считали сохранение телесной оболочки умершего. Для этого тела мертвецов бальзамировали. Родня обеспечивала покойника всем необходимым, что могло понадобиться в потустороннем мире. Умершему давали продовольствия в дорогую, напитке, одежду. Умершим приносили жертвы. Египтяне веровали в потустороннюю жизнь, в то, что люди имели несколько душ.

Сначала право на существование в загробном мире имел только фараон. Ритуал погребения фараона сопровождался сложными обрядам. Ведь от воскресения души фараона и от его благополучия в загробной жизни зависели жизнь и благосостояние Египта.

Религиозно-философская поэзия. От эпохи Давнего царства осталась замечательная литературная памятка-текст, известный под названием “Мемфиський богословский трактат”. Как и поэма “Енума емиш”, текст, о котором речь идет, стремится довести приоритет молодого бога перед старшим.

В текстах о создании, которые упоминались выше, использовались физические сроки: бог отделял небо от земли, или порождал воздуха и влажную. Язык трактата - полная философских сроков. Мысль и язык были с давних времен атрибутами власти в Египте. В ранних литературных произведениях они изображали как божества, связанные с Бог Солнца.

В Старинном Египте возникли разнообразные произведения художественной литературы (мифы, сказки, повести, поучение) и достигли высокого художественного уровня. Литературные произведения, как поэтические, так и прозаичные, имели строго ритмическую форму. Связь литературы старинных египтян с религией, не лишал ее развития. В это время появились художественные произведения светского характера, повести и рассказ о приключениях путешественников в южных и азийських странах. Среди литературных жанров особое внимание уделяли дидактической литературе.





Вернуться назад