Особенности украинского барокко

Главная - Культура - Особенности украинского барокко

Особенности украинского барокко

Пограничный (за происхождением) статус украинской цивилизации имеет не только (и наверное не столько) геополитический смысл межевания с Полем, а и более серьезная историческая нагрузка, которой одолевает ассоциацию с чем-то провинциальным. Наоборот, эта "кордоннисть" выражает ее способность существования на границах разных культур, ее способность обогащаться ими и противостоять ним.

Каждая нации развивалась на перекрестке многих влияний разных региональных форм мировой культуры. Но на Украине мы имеем редчайшую ситуацию наложения разных цивилизаций: античной и византийской, схиднотюркськой и ближневосточной (в их мусульманском и хазарсько-иудейському вариантах), западноевропейской и сxиднослов'янськой; больше того -"крейсирование" ранних форм украинской культуры между ними по собственному курсу. Поэтому кордоннисть украинской культуры приводит в сдаче сдач к своему роду принципа палимпсесту, когда сквозь новый текст проступают старые буквы, которые были стерты временами. Этой палимпсестности или ненаиболее отвечает культурное направление барокко, с его новым типом сознания, которое получило плодотворное и органическое развитие на территории украинской цивилизации.

Барокко возникает в Европе как промежуточная культура между эпохами Ренесанса и Просвещения. Оно было первый синтетическому и потому универсальным направлением новоевропейской культуры, который оказался во всех ее формах и регионах.

На Украине барокко заявляет о себе могущественным аккордом золотых куполов киевских соборов, которые были построены или перестроечные в этом стили; контрапунктом планов в панораме монастририв Чернигова, Новгород-Северского, Полтавы; экспрессивной пластикой Львовской скульптуры; мощным декоративным потенциалом украинской гравюры, высокой метафизикой поэзии; возмущенной промовною патетикой полемистов; багатоманитнистю полифонической проробки материала в партесний музыке и смысловой бездонностью символико-аллегорического менталитета литературы киево-могилянцив; драматической живописью, авантюрной бентежнистю казацкой души. Тем не менее, культура барокко не была идейно однотипной. Возникая на юге Европи, (в Италии ХVИ столетие), она приобретает разнообразные, иногда диаметрально ориентированные в духовном отношении, формы в разных регионах. В католических странах западной Европы (Италии, Франции, Испании, Португалии) она связывает с Контрреформацией, "второй волной" схоластики и с придворным, аристократическим искусством, с его склонностью к маньеризму и евфуменичной символики. В протестантских странах и славянском миру культура барокко, рядом с так называемым "высоким стилем" обнаруживает определенные демократические тенденции, исторически опирается на лютеранскую общину или православные братства, питается духом патриотичных национальных движений, воспевает новый тип героя, который отвечает всесословности этих движений, начинает фольклоризацию художественных жанров и входит в эпоху десакрализаций культуры.

Как синтетическое направление барокко переосмысливает под углом зрения катаклизмов новоевропейской истории определенные духовные свершения позднего Средневековья, Ренесансу и Реформации. При этом от Средневековья берется духовность символического видения мира, от Рененансу - гуманизм (иногда в трагическом истолковании) и восстановление античности, от Реформации - патетичная антитетичнисть, динамика. Спецификой украинского барокко была бы в этом отношении и обстоятельство, что тяготение к античности и мифологическим образам и средневековой символике преломляются в нем через восстановление традиций Киевской Движении; а определенные идеи Реформации усваиваются в контексте идеалов национально-освободительной борьбы с ее героикой и демократизмом. Эти демократические тенденции и связывают на Украине определенные черты барокко (в частности его декоративность) с особенностями народного искусства, а не визирунковистю рафинированного, обычного вкуса придворной жизни.

Не случайно на Украине барочная архитектура развивается не только за счет нового строительства, а и через предоставление древнерусским храмам эпохи Киевской Движении черт нового художественного направления (как это, например, имело место при реставрации Софии, Михайловского монастыря, ансамбля Лавры в Киеве, или Успенского собора в Чернигове). Даже при строительстве новых барочных храмов используются традиции Киевской Движении, как это имело место при строении Преображенского собора Мгарського монастыря. Что же к восстановлению образов и традиций античности, то оно идет не только от дыхания европейской культуры Нового времени, а и от античных ценностей культуры Киевской Движении. Поэтому так органически воспринимались в свое время античные маски в притворе Богоявленського собора Киева, и объединения персонажей античной мифологии с хвалой Христосу и Богородице в поэзии С. Почаського, К. Транквиллиона-Ставровецького, К. Саковича, Г. Кониського и инш.

Отвечает своему времени и 12-изображение ты подвигов Геракла в скульптурах, которые украшают ратушу в Бучачи. И даже сравнение Г. Сковородой языческих капищ с христианскими храмами, а Епикура - с Христосом не стали вызовом барокковому менталитету. Но при всей толерантности барокко к предыдущим направлениям развития культуры, при всей его полистилистичности, способности к объединению разных культурных эпох, оно имело и специфические, присущие лишь ему черты. Последние были связаны с углубленным видением дисгармонийности и сложности мира, открытием катастрофичности и парадоксальности бытия, его непреодолимой конфликтности, с драматической метафизикой человеческой жизни как арены действия антагонистических сил, художественным усвоением динамизма всего существующего. Барокко одолевает статуарнисть средневековой иконы и культ рационализированной симметрии в искусстве Ренесанса.