Особенности и общие тенденции развития мировой культуры ХХ ст

Главная - Культура - Особенности и общие тенденции развития мировой культуры ХХ ст

Особенности и общие тенденции развития мировой культуры ХХ ст

План

Особенности развития мировой культуры ХХ ст.

Основные направления и тенденции развития культуры ХХ ст.

1. Учитывая уникальность XX ст. , его технологическую, экологическую, социально-политическую и духовную своеобразность, уже сейчас можно сделать некоторые выводы по поводу того состояния культуры, в котором оказалось человечество на рубеже III тыс. своей истории.

На первый взгляд кажется, что расово-этническое, лингвистическое, социально-экономическое разнообразие современных народов земного шара не дает оснований для употребления таких категорий, как "мировая культура", или "мировая цивилизация XX ст. ". Тем не менее за внешним просматривается целостная картина с общим сюжетом и даже ведущей идеей. Именно в нашем столетии заявили на полный голос о себе интеграционные процессы. На планете почти не осталось культур, которые бы существовали в изоляции. Факторы внешнего влияния на культуру приобрели общепланетарное содержание, которое привело к появлению универсальных процессов в области духовной жизни. Безусловно, универсалистськи тенденции оказываются в каждой национальной культуре в зависимости от конкретных составных исторического опыта народа, его ментальности, социального устройства и экономического уклада, который создает в каждом конкретном случае особую культурную ситуацию. В частности, в XX ст. выразительно оказались две тенденции. С одной стороны, кризис духовности, которая характеризуется прежде всего отчуждением масс от культурных достояний наций в частности и человечества вообще, вытеснением духовных ценностей на периферию человеческого сознания, господством стереотипов массовой псевдокультури. С другой стороны, усиливается противоположный процесс, связанный со стремлением части общества возвратить к лону культуры, сделать свое бытие действительно одухотвореним.

В океане пароксизмив нашего столетия - кровопролитных мировых и региональных войн, ядерной угрозы, этнический^-этнических-национально-этнических та религиозных конфликтов, политического тоталитаризма, загрязнение та уничтожение экологии, возрастающей егойзаций, роботизации человеческих индивидов и т.п. - много кто начинает воспринимать культуру як "землю обетованную", як панацею, единую спасательную силу, способную решить гордийв узел проблем современного человечества.

Индустриализация культуры представляет собой одну из закономерностей данного столетия. Следствия этого процесса противоречивые в духовном отношении. Развитая, с одной стороны, техника репродуцирования и тиражирование делает искусство доступным для широкой аудитории. С другого - общедоступность произведений искусства превращает их в предмет быта, обесценивая их. Облегченность и упрощенность восприятия делает не нужной внутреннюю подготовку к общению с искусством, которое резко снижает его влияние на развитие личности. С техническими возможностями воспроизведения художественных произведений связанная и опасность распространения “псевдокультури”, морально и эстетично вредной, разнообразного китча, рассчитанного на нетребовательного массового потребителя. К сожалению, для большинства стран мира, в том числе и для Украины, эта опасность уже превратилась в угрожающую реальность.

На протяжении всего XX ст. происходит постепенный упадок традиционных религиозных основ культуры в массовом сознании. Прежде всего это оказывается в концептуальных христианских моральных требованиях любви к Бог и любви к ближнему.

2. Одной из характерных особенностей культурной жизни XX ст. есть возникновения и распространение модернизма. Он возникает как своеобразная мировоззренческая и художественно-эстетичная реакция на углубление духовного кризиса общества. При этом модернизм возражает возможности предыдущей культуры противостоять разрушительным силам. Отсюда резкий, а иногда и воинствующий антитрадиционализм модернизма, который иногда приобретает мятежные и экстравагантные формы выявления.

Философсько-свитоглядними основаниями модернизма были идеи иррационалистичного волюнтаризма немецких философов Артура Шопенгауера (1788 - 1860) и Фридриха Ницше (1844 - 1900), интуитивизма французского мыслителя Анри Бергсона (1859 - 1941), психоанализа австрийского философа и психиатр^-психиатра-врача-психиатра Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) и швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875 - 1961), экзистенциализма французских философов и писателей Жана Поля Сартра (1905 - 1980), Альбера Камю (1913 - 1960) и немецкого мыслителя Мартина Хайдеггера (1889 - 1976). Важное значение для мировоззренческих основ модернизма имела и феноменология немецкого философа Едмунда Гуссерля (1859-1938). Творчество всех этих мыслителей представляет "золотой" фонд новейшей философии, а вместе с ней и современной культуры, их раздумья о трагедии и крахе традиционного гуманизма, историческую безысходность, в которой оказалось человечество, сложный и противоречивый характер общения человека с окружающим миром, ее отчужденность от него же принудили человечество во многом пересмотреть свои взгляды на мир и место человека в этом мире. В частности, в художественных произведениях, эстетичных трактатах и публицистических декларациях модернистов чаще всего поднимается проблема абсурдности мира, одинокости и обреченности человека. Даже те произведения модернистов, где доминируют светлые, элегические или даже радостные эмоции (например, живописца и графика Марка Шагала, 1887 - 1985; нидерландского живописца Пита Мондриана, 1872 - 1944; русского композитора и дирижера Игоря Стравинського, 1882 -1971; французского писателя Марселя Пруста, 1871 - 1922; американский^-американского-англо-американского поэта Томаса Элиста, 1888 - 1965; и др. ), просякнути мотивами потери связей с реальностью, в них ощущается одинокость художника, запертого в круге своих фантазий, воспоминаний и ассоциаций.