Украинская культура пор национального возрождения

Главная - Культура - Украинская культура пор национального возрождения

Украинская культура пор национального возрождения

Распад Советского Союза и крах коммунистической системы ознаменовали начало новых исторических пор в геополитических, общественных, экономических и культурных процессах целого мира.

Бескровное появление почти в центре Европы суверенной Украины, йй политическое возрождение существенно повлияли на общественные и геополитические реалии не тильки в этом регионе, айв всему миру: усилился интерес стран мирового содружества к йй экономики, истории, национально-политического и национально-культурного возрождение, международных связей. Это стало возможным потому, что в среде украинского народа за много столетий сконцентрировался огромный потенциал целостной духовной культуры в противоположность постоянным посягательством на колонизацию украинских этнических земель со стороны чужеземных держав.

Сохранилось немало ценностей и традиций украинской национальной культуры, которые ныне мобилизуют культурную самозащиту украинского общества, готовят новую интеллектуальную элиту наций.

Концепция национальной культуры, разработанная М. Грушевским, нашла свое воплощение в условиях борьбы за Украинское государство и во время ее развития. Идея М. Грушевского грунтуется на автохтонности развития украинского народа, его культуры. Она появилась в реальном провозглашении перед всем свитом и практическом становлении украинской государственности, которая включает все компоненты общественной жизни, в частности культуру.

Вместе с тем, ни одна национальная культура не может существовать как запертая, самодовлеющая - без творческого общения с другими культурами. Достижения украинской культуры становятся достоянием всего мира, оцениваются как национальный взнос в международный культурный процес.

Особенностью украинской культуры пор национального возрождения есть то, что она поставлена у условия жесткой конкуренции. Причины этого в том, что украинская культура находилась в условиях продолжительного безгосударственного бытия, когда для развития наций оставался только ограниченное культурное пространство. Согласно этому убедительными есть слова Ч. Купчана, политического обозревателя газеты "Лос-Анжелес Тайме", который после визита Президента Украины Л. Кучмы к США, анализируя украинские проблемы в мировом контексте, писал: "Если государство не объединяет национальная идея и чувства преданности делу, которое возникает на ее основе, то наилучшие люди, наисветлейшие умы оказываются кое-где. Эта "бегство интеллекта" - преимущественно к Москве - лишила страну интеллектуального капитала, который так нужный ей, когда речь идет "о создании наций и государства практически из нуля".

Раскрыть интеллектуальный потенциал украинского народа невозможно без реформирования системы образования, которое всегда являлось могущественным фактором возрастающей социальной функции культуры.

Существующая в Украине система образования находилась в состоянии, которое не удовлетворяло требований, которые возникали перед ней в условиях развития украинской государственности. Прежде всего это оказалось в несоответствии образования достижением человечества.

Концептуально основы реформы образования в Украине определены государственной национальной программой "Образование" ("Украина XXI столетие"), направленной на достижение качественно нового состояния обучения и воспитанию украинских граждан, которые будет отвечать современному цивилизованному уровню и ее интеграции в международный мировой простир.

Соответственно этой программе учебные заведения в содержание своей работы начали вводить элементы народной педагогики, этнографии, народного творчества. Во многих школах были созданы комнаты и уголки народного быта, "украинские светлицы". Библиотеки школ пополнились новыми источниками из истории, литературы, языка, культуры и искусства.

Начала развиваться туристско-краеведческая работа. В 1994 г. в стране уже работало 8,5 тыс. кружков этого профиля. Приобрели распространение экспедиции "казацкими путями", "Красота и боль Украины", конференции участников краеведческих поисковых отрядов "Род мой красный, род мой прекрасный", международные форумы юных украинцев-краеведов "К оберегив возрождения".

Традиционными стали всеукраинские фольклорные праздники родного языка. Пользуется популярностью всеукраинский фестиваль "Таланты твои, Украина". Лучшие художественные коллективы учебных заведений принимают участие в международных праздниках, фестивалях и конкурсах в Италии, Турции, Индии, Норвегии и других крайнах.

По инициативе Украинского государственного центра научно-технического творчества молодежи в Украине каждый год проводится 30 всеукраинских и международных массовых мероприятий по техническим видам спорта, моделирование, рационализаторства и изобретательства, информатики.

Украина унаследовала систему высшего образования, которое не в полной мере отвечала интересам лица, общества, государства. Жесткая регламентация содержания высшего образования, унификация учебных планов, чрезмерная идеологизация обучения привели к определенному несоответствию структуры образования мировым стандартам, потери престижа высшего образования, низкого мобильности выпускников на рынке работы. Сдвиг в этой сфере состоялись не сразу. Началось из того, что первый набор студентов в 1992г. сделал Национальный университет "Киево-Могилянская академия"(после его ликвидации царизмом в 1817 p. ).

Учреждение университета "Киево-Могилянская академия" стало весомым вкладом в процесс национального и интеллектуального возрождения.

Национальный университет имеет сеть коллегиумов разных уровней: Острожский коллегиум как высшее учебное заведение и средние учебные заведения - Киево-Могилянський коллегиум, Запорожский сечевой коллегиум, коллегиум "Берегиня" в Черкассах, Феодосийский коллегиум в Крыму. В университете, кроме украинской, изучают английскую, немецкую, французскую, польскую, чешскую, итальянскую, санскрит, китайский, арабский языка.

С учетом реальных национальных процессов в Украине, ее региональных особенностей во многих высших учебных заведениях государства внедряется в учебно-воспитательный процесс конкретная программа коренного обновления структуры и содержания гуманитарных наук. Особого значения приобрели дисциплину - история Украины, история и теория мировой и украинской культур, народоведение, украиноведение.

Международное сотрудничество в области образования начинает все более шире интегрировать национальное образование Украины в мировую систему образования для подготовки специалистов международного уровня, получение доступа к современным технологиям и иностранным инвестициям для развития национального образования.

Развиваются непосредственные связи между учебными заведениями Украины и зарубежных стран. 78 высших учебных заведений Украины осуществляли прямое сотрудничество на основе соглашений с 415 иностранными высшими учебными заведениями и 19 фирмами. Аналогичные соглашения имели школы и профтехучилища.

Рядом с достижениями в сфере образования за эти годы имели место и недостатки. Так, из планов общеобразовательных школ с 1996 г. были исключены часы на дополнительные занятия и консультации, уменьшены курсы по выбору и факультативы. Не учитываются региональные особенности в воспитании. Государственный язык не стал доминирующим в общеобразовательный и высшей школах.

Весьма низкий уровень оплаты труда научный работников и преподавателей, их социальная незащищенность снизили в обществе престижность педагогически-научной работы, привели к оттоку наиболее квалифицированных преподавателей (в 1993г. он составлял 5 тыс. лиц, из них 188 докторов наук, профессоров и 1955 кандидатов наук, доцентов).

Однако система образования, имея ряд серьезных недостатков, обогатилась не только предложениями относительно улучшения ее функционирования, а и отдельными практическими достижениями. Все они направлены на улучшение положения в образовательной области.

За годы строительства нового государства возникли десятки общественных объединений, которые презентуют интерес разных национальностей и возрождают их культуру, язык, обычае, традиции.

В Крыму, Закарпатской, Донецкой, Одесской областях разработанные программы удовлетворения духовных нужд национальных меньшинств. В Закарпатье создан центр словацкой, венгерской, немецкой культур. В Киеве и в других городах открыто библиотеки еврейской, польской культур, тюркоязычных народов и украинской диаспоры.