Готические художественные стили в европейском искусстве


1. Понятие готического стиля в искусстве

Готический стиль - это художественный стиль, который оказался завершающим этапом в развитии средних столетий культуры стран Западной Европы (между серединой 12 и 16 столетий). Термин«Готика» введен в эпоху Возрождения как пренебрежительное обозначение всего средневекового искусства, которое считалось «варварским».

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 ст. и достигла расцвета в первой половине 13 ст.

Готика развивалась в странах, где властвовала католическая церковь, и под ее эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Известно, что готический художественный стиль, определился в своих типичных чертах во время развития западноевропейской средневековой художественной культуры. Беря начало в середине XII ст. в северных и центральных областях Франции на территориях Иль де Франса, он получил общеевропейское распространение и прошел ряд самостоятельных этапов эволюции и национальных версий.

Расцвет средневековой художественной культуры возникал на базе интенсивного социального движения широких народных масс, которые вызвали еще задолго к формированию искусства могущественные идеологические течения. Художественная культура достигает корням непосредственно к самодеятельной практике социального низа. Таким образом, стремление личности на внимание к себе подготовило основу для появления новых форм и способов самовыражения в художественной культуре.

С ростом численности городов и подъемом роли, которую они отыгрывали, возрастала потребность в новых формах организации работы. Ремесленники в городах объединялись в союзы и цеха. Укрепление городских ремесел оказывало содействие формированию городской культуры.

Во многих городах на базе церковных и приходських школ возникали университеты, как новые формы культурно-просветительских учреждений. Они оказывали содействие развитию образованности и постепенно изменяли мышление средневекового человека. Усиливается дух рационализма, дух любознательности, устанавливается тенденция к исследованию нового. Возрастала индивидуализация мироощущения каждой личности. Постепенно университеты превратились на своеобразные интеллектуальные центры.

Относительно положения художника, архитектора, то как высококвалифицированные мастера они имели определенный ранг и статус в обществе и работали они, разумеется, на заказчика (суверена или священника). Но при этом им была присущая некоторая свобода самовыражения как творческой личности. Это давало возможность автору предоставить своему творению неповторимого вида.

Соборы и ратуши строились на заказ городской коммуны, однако все они отличались своей особой темой или идеей. Это свидетельствует, что каждое здание целиком было подчиненным определенного плана или замысла. Именно в готический период начинается теоретизация техники искусства. Но у разнообразия образов вплетались такие, что имели совсем отдаленное отношение к общей церковной или архитектурной концепции.

Существует много так называемых готических гротесков, которые являются отголоском народной фантазии. И хотя деятели церкви с отчаянием смотрели на эту самодеятельность, но не могли ничего сделать, так как здесь действовала стихия коллективного народного искусства. Несколько поколений художников-ремесленников строили и украшали собор, и вследствие этого можно видеть не только примеры общей стилевой обработки здания, но и образцы индивидуального воображения майстрив.

Средневековые мастера отдавали предпочтение ярким цветам, это заметно из витражей, миниатюр и скульптур (готика была полихромной, поэтому скульптуры и стены раскрашивались). Готические соборы большие, живописные, они являются отголоском реальной жизни средневекового города.

Следует заметить, что средневековый мастер уже не является рабом, за ним признаются права человека, но фактически он не является целиком свободным от обстоятельств жизни. Он будто принадлежит самому себе и в тот же время не принадлежит, что нашло отклик в его творчестве. Средневековые мастера не оставляли своих имен истории, они просто работали над своим ремеслом.

Итак, законы этого ремесла и законы конструкции приводили к использованию определенных форм в искусстве, а воплощение желания изменить форму, стиль принуждали менять конструкцию и изобретать новые приемы в обработке материалов. Изменения в конструкции изменяли эстетику, т.е. сам архитектурный стиль. Спадает на мысль, что все это - одновременный процесс: естетика изменяет технику, а техника изменяет эстетику.





Вернуться назад